Mailtrain.ru

Журнал Mailtrain.ru
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зажимы для троса: типы и области применения

Зажимы для троса: типы и области применения

При проведении такелажных, монтажных и строительных работ зачастую возникает необходимость в фиксации и удлинении используемых стальных канатов, а также создании на их концах петель и проушин. Для этих целей используются канатные зажимы (зажимы для троса).

Зажим канатный — это приспособление, применяемое для фиксации и закрепления стального каната.

Этот вид такелажа не предназначен для работ, связанных с подъемом, перемещением, удержанием на весу и опусканием грузов. Его главное предназначение — обеспечение прочного натяжения канатов и тросов при монтаже конструкций и закрепление объектов в неподвижном положении, например, на платформе транспортного средства при перевозке.

Зажимы (жимки канатные) используют совместно с грушевидным не симметричным коушем, для фиксации каната в устройстве для счаливания каната.

Размер зажима для стального троса определяется по диаметру используемого каната.

Применение зажима для троса

Чаще всего данный крепежный элемент применяют в тех случаях, когда возникает необходимость в соединении нескольких тросов или же, когда требуется сделать прочную петлю.

Помимо этого, не обойтись без таких зажимов при создании оттяжек и растяжек из проволоки. Также их можно использовать в качестве соединителя для подвесок.

Производство зажимов для металлических тросов и канатов, виды зажимов

Для изготовления зажимов надлежащего качества применяется чаще всего высокоуглеродистая сталь. Поверхность данного крепежного элемента должна быть соответствующим образом обработана – проведена оцинковка гальваническим методом.
Оцинкованные изделие имеют большую прочность, меньше подвержены негативному влиянию окружающей среды: высокой влажности, перепадам температур. Оцинковка отлично защищает металл зажима от ржавления – таким образом повышается и срок службы изделия.

Стандартизация данного такелажного элемента позволяет выпускать разные типы зажимов для тросов.

1. Плоские тросовые зажимы.

Для их изготовления применяется высокоуглеродистая сталь с повышенными прочностными показателями. На последнем этапе производства проводится их оцинковка. Диаметр готового зажима минимально может быть равен двум миллиметрам, а максимально четырем сантиметрам. Внешне он представляет собой две прочные металлически пластины, накрепко соединяющихся между собой при помощи болта и шестигранной гайки.

2. Одинарный канатный зажим.

Самая популярная модель среди такелажников. Делают их из оцинкованной стали, что только добавляет прочности готовому изделию. Они имеют вид замкнутой петли, для фиксации есть специальное приспособление, расположенное у основания зажима. Подходят для небольших нагрузок, так как относятся к бытовым.

3. Дугообразные зажимы для тросов.

Выглядит он как загнутый цилиндр. Трос присоединяют к нему с помощью двух винтов, расположенных на концах зажима. Предназначены для соединения двух разных канатов или тросов, если необходимо, то именно такой зажим поможет сделать на концах такелажной обвязки прочные петли.

4. Зажим трубчатый для тросов и канатов

Изготавливается такой зажим из алюминия, выглядит как втулка. Подойдет для обычного металлического троса или каната. Есть в этой категории зажимов – медные, они предназначены для фиксации кислотостойких канатов и тросов. Если работа ведется в агрессивной среде, то зажим применяют изготовленный из нержавеющей стали.

Выглядит зажим как немного сплющенный цилиндр, полый внутри, подойдёт для соединения двух канатов или тросов между собой или для образования на конце троса петли необходимого размера.
Относятся такие зажимы к не снимаемым, а фиксация концов проводится при помощи сдавливания ручным прессом или специальными зажимными щипцами.

Читать еще:  Сколько сохнет штукатурка на стенах в помещении

Параметры тросовых зажимов могут быть самыми разными: длина и диаметр зависят от выдерживаемой нагрузки. Обычно все эти такелажные элементы делят на две большие группы: обычные и усиленные. Для изготовления зажимов может применяться не только сталь разных марок, но и медь, алюминий.

При использовании зажимов категорически запрещено вносить изменения в их конструкцию с помощью сварки или любых других инструментов (отбойного молотка, болгарка и так далее). Такие, не предусмотренные изготовителям изменения внешнего вида и формы зажима, отрицательно сказываются на выдерживаемой ими нагрузке. Вы просто испортите изделие, а если решите его применить по назначению, то конструкция, которую будут удерживать тросы, может рухнуть в любой момент из-за того, что зажим просто не сможет ее фиксировать, обеспечивая канатам заданное натяжение.

Как сделать зажимы для троса своими руками?

Тросовые зажимы используются во многих отраслях. Нет такой отрасли, где бы они не нашли себе применения. Но часто без такого небольшого приспособления не сделать и обычные бытовые работы. Особенно в них нуждаются автовладельцы. Потребуется металлическая трубка небольшого диаметра, пара металлических пластинок и несколько болтов с гайками. Металлическую трубку необходимо загнуть дугой. Диаметр трубы должен быть таким, чтобы в него мог войти трос, который планируется использовать. В отверстие трубы необходимо ввести трос до тех пор, пока конец не появится снаружи.

Потом конец необходимо вытянуть из трубы на расстояние от 10-15 см, далее конец троса и сам трос нужно будет накрыть пластинками снизу и сверху, и пластинки плотно соединить между собой при помощи прочных болтов. Данное приспособление удачно подходит для изготовления петель. Если нужно соединить два троса между собой, то тогда надо подобрать трубку с большим диаметром. Надо учитывать, что в одно отверстие нужно просунуть два троса, но только в разном направлении. Пластинки также подбираются с учетом диаметра тросов. Такой зажим всегда пригодится в домашних делах, только надо учитывать, что он не приспособлен для больших нагрузок, но попытаться использовать его в качестве буксира вполне возможно.

Правила эксплуатации

Перед началом работы нужно проверить прочность соединений путем однократного приложения нагрузки на трос. Если после нескольких проверок трос и зажимы продолжают выполнять свои функции, то его можно эксплуатировать. Однако необходимо регулярно проверять состояние зажимов, так как со временем соединения могут разбалтываться, гайки раскручиваться, а металл подвергаться разрушению.

Максимальный срок службы фиксаторов зависит от условий работы. Если это стройка с регулярными транспортировками грузов по этажам строительным краном, то замена должна производиться раз в 4-6 месяцев. В бытовых условиях нужно смотреть на состояние износа, чтобы определить, нужно заменять зажим или нет.

В некоторых случаях правильная эксплуатация может спасти жизнь. Это относится к так называемому лееру. Это туго натянутый трос с закрепленными на бортах лодок и судов концами. Случайно выпавшему человек из лодки будет легче спасти свою жизнь, схватившись за него.

Требования безопасности транспортировки грузов определяют необходимость соблюдения техники крепления стальных тросов и канатов. Перед использованием крепления нужно проверить его на несущую способность. А если соединения активно эксплуатируются, следует контролировать степень износа.

Особенности и нюансы клиновых и специализированных зажимов

Без крепких и надежных зажимов не обойтись в строительстве. Большое число специализированных строительных работ выполняется с тягой и подъемом различных материалов с крупным объемом и весом. Зафиксировать такие строительные объекты можно с помощью подпружиненных зажимов. Их высокая прочность позволяет выполнять функцию не только соединения тросов, но и фиксированного крепления грузов.

Читать еще:  Как правильно расположить шведскую стенку в детской – фото

Устройство таких зажимов похоже на стандартное. Жесткое и стабильное соединение обеспечивается двумя рычагами с подвижными скобами и стальной дугой. Такое конструктивное решение обеспечивает стойкую фиксацию на тросах различного диаметра.

Так же широким спросом у профессионалов пользуется клиновая разновидность зажимов. Он отлично подходит для соединения устройств из алюминия и стали, алюминиевых и медных тросов диаметром до 100мм. Отличает такие зажимы высокая износоустойчивость, которая достигается использованием при производстве деталей таких материалов, как различные алюминиевые сплавы, бронза и чугунная сталь.

При установке в болтовые зажимы с большим сечением тросов из алюминия и стали рекомендуется использовать специализированные мягкие алюминиевые прокладки. Это позволит обеспечить соединению крепкую устойчивость и надежность. Однако нужно знать, что любая конструкция нуждается в своевременной корректировке. Вторичное подтягивание зажимов необходимо делать не позднее 10 дней с момента установки. Подтяжка начинается с прессования алюминиевого корпуса петли. Затем вводится анкер из стали, а после него при помощи стального механизма вновь вставляется корпус.

Специализированные и клиновые зажимы

Во время строительства, постоянно приходится перемещать, тянуть, поднимать и фиксировать множество стройматериалов и других предметов. Большое количество различных операций проводится именно при помощи подпружиненных зажимов. Такой тип разительно отличается от обычных зажимов и имеет рычаги, которые оснащены скобами. Все модели очень крепкие, поэтому позволяют не только соединять тросы, но и закреплять на них тяжелые предметы.

Уже долгое время, профессионалы останавливают свой выбор на клиновых зажимах. Они очень хорошо подойдут для сталеалюминиевых и медных/алюминиевых проводов с сечением в пределах от 235 до 100мм.

Конструкция у них достаточно простая — корпус, который преимущественно изготовлен из кованой чугунной стали, а также клина, из бронзы или сплава на основе алюминия.

В ситуации, когда провода необходимо установить на болтовые зажимы с большим сечением, сохранив при этом всю механическую прочность, рекомендуется использование прокладок из алюминиевой ленты. Кроме того, нужно учитывать, что, после установки их необходимо подтягивать по истечении 10 дней.

Подтяжка выполняется в несколько этапов:

  • спрессовывание алюминиевого корпуса, точнее, его петлевой части;
  • ввод анкера из стали;
  • ввод алюминиевого корпуса с использованием для этого стального механизма.

Особенности использования различных видов тросовых зажимов

Основными техническими параметрами рассматриваемых изделий являются предельный диаметр троса и гарантированное усилие зажима. Имеют значение также и размеры зажима, поскольку рекомендуется, независимо от типа, использовать последовательно несколько зажимов (не менее трёх), особенно, если масса груза не гарантирует его безопасного перемещения или подъёма.

Зажимы по стандарту DIN 741 используются для канатов диаметром 5…62 мм, при наличии пружинной шайбы по ГОСТ 6402-70 и гайки по ГОСТ 5915-70. Конструкция такого зажима предусматривает возможность установки стопорной планки, которая обеспечивает более надёжный прижим троса к скобе. Прижимная колодка должна изготавливаться штамповкой из стали марки не ниже Ст.3кп по ГОСТ 380-94 (лишь для небольших зажимных усилий допускаются литые колодки из стали 25Л по ГОСТ 977-75). Не допускается эксплуатация зажимов для тросов, детали которых не имеют защитного антикоррозионного покрытия из цинка.

Читать еще:  Как закрепить зеркало на гипсокартоновой стене?

В крепёжных элементах плоских зажимов должна применяться резьба по ГОСТ 24705-81. Материал накладок – сталь Ст.3, пластины должны использоваться под крепление тросов диаметром 4,6…30 мм.

В случае последовательного использования нескольких зажимов расстояние между ними не должно быть меньше шести диаметров троса.

В двойных зажимах типа Duplex срезающее усилие воспринимается исключительно болтовым соединением, поэтому выбор диаметра крепежа определяется диаметром троса. Рекомендуются следующие соотношения:

  • Для троса диаметром 2 мм и 3 мм – крепёж М4;
  • Для троса диаметром 4 мм и 5 мм – крепёж М5;
  • Для троса диаметром 6 мм – крепёж М6;
  • Для троса диаметром 8 мм – крепёж М8;
  • Для троса диаметром 10…12 мм – крепёж М10.

Клиновые зажимы не рекомендуется использовать для подъёма груза. Потому что эксплуатационные нагрузки на крепёж снижаются, поскольку оси действия сил при работе такого зажима совпадают, и, следовательно, напряжений среза не возникает. Эксплуатационные параметры зажимов клинового типа регламентируются DIN 15315. Для винтового прижима троса или каната к опорной поверхности клина используется высокопрочный крепёж (класса прочности не ниже 5.6), с защитным антифрикционным покрытием. Периодически соединение требуется подтягивать.

Зажим «бочонок» часто изготавливается из алюминия, и не рассчитан на большие диаметры троса: рациональный диапазон диаметров составляет 2… 8 мм. Отсутствие выступающих элементов и компактность такого зажима позволяет использовать его в стеснённых пространствах.

Как выбрать талреп?

Особое внимание во время выбора изделия нужно уделить такому параметру как максимально допустимая нагрузка. Если талреп используется для фиксации груза в вертикальном положении, то необходим большой запас, примерно 600-900%.

Также важным пунктом является безопасность. Необходимо понимать, насколько надежно канат или трос обхватывают зажим.

ВАЖНО! Типы конструкции с двумя гаками обладают наименьшей безопасностью.

При выборе стоит внимательно изучить маркировку изделия, которая указана на корпусе или техническую документацию, она должна быть у любого сертифицированного продукта.

Помимо нагрузки, нужно учитывать размер элемента. Например, если монтаж будет производиться в стесненных условиях. Обратить внимание нужно и на наличие антикоррозионной защиты.

Перед использованием нужно проверить талреп следующим образом:

  1. Проверить совпадают ли резьбы;
  2. Осмотреть на предмет механических повреждений, деформаций;
  3. Выявить отсутствие трещин, борозд.

ВАЖНО! В комплект обязательно должны входить стопорные гайки. Без них работа талрепа может быть бессмысленной, так как под влиянием нагрузки он будет раскручиваться.

ГОСТы и другие нормативные документы стандартизации

Требования к талрепам отражены в стандартах:

  1. ГОСТ 9690-71 — отечественный стандарт;
  2. DIN 1748, DIN 1480 — европейские стандарты.

Принцип работы и регулировки натяжения

Правильная работа натяжителей должна обеспечивать одновременное вращение двух винтов в противоположных направлениях. Как только натяжение достигает допустимой силы, процесс останавливается. Регулируется натяжение просто. Его в любой момент можно ослабить, не прилагая больших физических усилий.

Требования к деталям талрепа

В конструкциях закрытого типа резьба должна располагаться в корпусе муфты. Такой вариант является безопасным, так как при разрушении захватного устройства оно не разлетится во все стороны. Именно поэтому допустимое значение натяжения для закрытых талрепов больше.

Большое значение имеет технология изготовления муфт. Штампованные муфты обладают большей прочностью. А сварные имеют самую низкую несущую способность.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector