Mailtrain.ru

Журнал Mailtrain.ru
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как спустить воздух из радиатора отопления правильно – теория и практика

Как спустить воздух из радиатора отопления правильно – теория и практика

Если в осенне-зимний сезон батареи остаются холодными или еле теплыми, скорее всего, система теплоснабжения завоздушена. В любом случае, для владельца недвижимости не будет лишней информация, как спускать воздух с батарей отопления, чтобы не допустить ситуаций, когда функционирование оборудования малоэффективно.

Специалисты советуют: перед тем, как запустить в работу систему обогрева, ее необходимо правильно подготовить. Если в многоквартирных зданиях данную процедуру выполняют сотрудники коммунальных служб, то хозяевам частного сектора приходится обеспечивать себя теплом самостоятельно.

Причины появления воздушных пробок

Прежде чем выяснить, как спустить воздух из системы отопления, разберемся, почему он там скапливается. Основные причины:

  • проведение ремонтных работ – во время разбора/сбора элементов в них неизбежно попадает воздух;
  • неправильный запуск системы отопления в многоквартирном доме – по нормативам трубы должны заполняться водой медленно с одновременным стравливанием лишнего воздуха;
  • неплотное прилегание частей системы или плохая герметизация стыков – теплоноситель незаметно вытекает и испаряется, а извне втягивается воздух;
  • пониженное давление в трубопроводе, приводящее к образованию пустот и их заполнению воздухом;
  • повышенное количество кислорода в теплоносителе – в воде всегда присутствуют пузырьки газа, но если их слишком много, то могут образовываться воздушные пробки;
  • неправильное подключение системы теплого пола – расположение веток на разной высоте;
  • некорректная работа или отсутствие воздухоотводчика на батарее.

Кроме того, к скоплению воздуха может привести низкое качество радиатора. Алюминиевые приборы отличаются доступной ценой и высокой теплопроводностью. Но металл активно вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется газ водород. Проблему быстрой коррозии частично решает пленка, которой покрывается изнутри алюминий, но она со временем исчезает. Более надежный, долговечный и дорогостоящий вариант – биметаллические батареи, в которых алюминий совмещен со сталью, не поддающейся воздействию воды.

Как правило, с проблемой, как развоздушить батареи, сталкиваются жители последних этажей в многоквартирных домах. При нагревании кислород, растворенный в воде, поднимается вверх, формируя пробки. В частных домах с открытой системой отопления пузырьки воздуха свободно выходят через расширительный бак в верхней точке системы, поэтому воздух обычно не скапливается, за исключением некоторых случаев.

Правильное заполнение системы теплоносителем

Чтобы не сталкиваться с решением задачи, как спустить воздух в системе отопления, важно грамотно наполнять контур теплоносителем, для этого соблюдают следующее правила:

Заполнение любой системы проводят с самой нижней точки, для этого на этапе монтажа в трубопровод помещают шаровый вентиль

Тепловой носитель следует подавать с невысокой скоростью, особенно это важно при заполнении протяженных контуров теплых полов. При наполнении замкнутой системы выдерживают давление 1 – 1,5 бара, которое контролируют переносным или встроенным в магистраль манометром

После наполнения системы (в гравитационной степень определяется количеством воды в расширительном баке, в принудительной – давлением) приступают к спуску воздуха из батарей. Перед этим желательно включить котел и нагреть воду до температуры около 60 °С. После развоздушивания доливают теплоноситель и снова проверяют равномерность нагревания радиаторов – при положительном результате работы останавливают. Если снова обнаружен неравномерный прогрев батарей, процедуру развоздушивания повторяют, после чего доливают теплоноситель в контур.

Рис. 9 Как спустить воздух с системы отопления при помощи крана Маевского. Примеры их использования в радиаторах

Как избежать появления воздушных пробок

Если тепловая магистраль изготовлена в соответствии с требованиями ГОСТ и ТУ (технических условий), то появление воздушных масс в ней минимизировано. Еще одно условие для предотвращения этого явления — правильный процесс заполнения системы водой. Он имеет свои особенности для открытого и закрытого отопительных контуров.

Открытый контур

Схема открытого отопительного контура дает представление о том, в каком порядке следует заполнять такую систему водой после промывки. В самой верхней ее точке находится расширительный бак, а в нем — специальный патрубок. Его назначение — защита магистрали от перелива.

Такой контур заполняется следующим образом:

  1. В нижней точке находится запорный кран, с помощью которого происходит подача холодного теплоносителя в контур.
  2. Отопительный котел п еред началом заполнения системы отключается.
  3. После этого начинается заполнение контура. Поступающий кран в нижней части контура открывается таким образом, чтобы затекание теплоносителя шло очень медленно. В цифровом выражении это выражается в пропорции 1:3. Это означает, что кран нужно отвернуть только на одну треть входного диаметра трубы.
  4. Заполнение продолжается до тех пор, пока теплоноситель не потечет через шланг перелива. Затем водопроводный кран закрывается.
  5. Затем на всех радиаторах производится открытие воздухоотводчиков для обеспечения качественного заполнения системы.
  6. Котел снова подключается. Его краны желательно открывать очень медленно.
  7. Следующий шаг — доливание теплоносителя в таком же медленном темпе, при этом расширительный бак заполняется на 60—70 %.
  8. Обязательно выполняется проверка работы отопительной системы.
  9. Происходит включение котла для прогрева.
  10. Проводится обследование радиаторов и труб, чтобы выявить места, где отсутствует или является слабым тепло. Это свидетельствует о наличии пробки в магистрали отопления.
  11. Выявив причину возникновения завоздушивания, процедуру повторяют.

В первую неделю после подключения работа системы внимательно контролируется: уровень воды в расширительном баке, а также состояние радиаторов и труб. В случае необходимости, это позволит оперативно разрешить возникшие проблемы.

Читать еще:  Как покрасить трубы из полипропилена

Заполнение систем закрытого типа

Подобным образом производят заполнение теплоносителем системы закрытого типа. Воду в нее тоже подают медленным потоком через специальный кран. Выполнить заполнение отопительной системы водой можно своими силами.

Следует действовать по следующей схеме:

  1. Для выполнения процедуры необходим прибор для измерения давления в системе — монометр.
  2. Начинается подача теплоносителя в трубопровод.
  3. Одновременно проводится контроль за давлением. Когда оно достигнет чуть более 1,5 бар, выключается подача.
  4. Теперь можно делать спуск воздуха из всех радиаторов через воздухоотводчики. При этом давление в системе должно начать понижаться.
  5. Дозированно добавляется теплоноситель в контур для поддержания его на нужном уровне.
  6. При полной стравке воздуха и наполнении магистрали теплоносителем давление должно соответствовать норме. Оно зависит от конкретного оборудования — от 1,5 до 2,0 бара.

Оптимально проводить заполнение закрытого контура вместе с помощником.

  1. Первый стравливает воздушные массы из радиаторов.
  2. Второй контролирует уровень давления в отопительной системе. При необходимости добавляет или снижает интенсивность подачи.
  3. Первый подает сигнал о выходе воздуха из системы.
  4. Напарник доводит давление до заданного.
  5. Подача прекращается.

Как спускать воздух с батарей отопления

Для удаления воздушных пробок созданы специальные узлы. Работают они в ручном или автоматическом режиме, что зависит от устройства. Такая арматура должна стоять на каждом радиаторе и сложных участках трубопровода.

Как стравить воздух из батареи через кран

Самым простым и распространенным узлом для развоздушивания отопления является кран Маевского. Устанавливают его на одной из верхних пробок батареи.

Кран Маевского является самым распространенным узлом для стравливания воздуха из батарей

Если говорить о кранах Маевского, то они тоже имеют много разновидностей. Устаревшие модели созданы под отвертку или ключ. С одной стороны, в этом есть плюс. Неквалифицированные люди или дети самостоятельно не откроют кран, что предотвратит затопление квартиры. С другой стороны, создаются неудобства обслуживания. Чтобы открутить кран, надо при себе иметь инструмент. Иногда он может закипать твердыми отложениями. Чрезмерное усилие инструментом приводит к обрыву рабочего штока.

Современные краны Маевского оснащены съемными ручками. Отверстие для стравливания расположено сбоку, что дает возможность удобно сливать теплоноситель в подставленную емкость.

Чтобы краном Маевского спустить воздух из батареи, нужно выполнить следующие действия:

  1. Участок батареи возле крана оборачивают ветошью. Она предотвратит разбрызгивание воды по комнате. Под сливное отверстие подставляют емкость.
  2. Шток крана инструментом или за рукоятку медленно откручивают, пока не появится шипение воздуха. Если механизм прикипел, нельзя пытаться сорвать его усилием. Шток пытаются аккуратно расшатать легкими нажатиями в разные стороны.
  3. Когда из отверстия зашипит воздух, дожидаются появления ровной струи воды. Сливают примерно до 2 л.
  4. Кран закручивают, ожидают около 10 минут. Процесс повторяют, чтобы удостовериться в отсутствии воздуха.

После процедуры кран проверяют на отсутствие протечек. Съемную ручку лучше снять, чтобы к ней не добрались дети.

Как спустить воздух с батареи без крана

Отсутствие крана для стравливания воздуха усложняет обслуживание отопления. Однако в некоторых случаях он не нужен. Первый пример – это отопление с автоматическими воздухоотводчиками. Узел устроен так, что самостоятельно удаляет из системы воздух. Хозяину квартиры необходимо только периодически удостоверяться, что воздухоотводчик работает.

Второй пример – это автономное отопление открытого типа. Система предполагает наличие расширительного бака для воды. Установлен он в самой высокой точке рабочего контура. Весь воздух будет выходить через бак. Важно только постоянное присутствие в нем небольшого уровня воды. Если хозяин прозевает, отопление «завоздушится» через пустой расширительный бак. Чтобы выгнать воздух, достаточно добавить в систему воды. Однако залив осуществляют через штуцер, установленный на самой нижней точке контура. Обычно это вход обратного трубопровода в котел.

У автономной системы закрытого типа через расширительный бак невозможно стравить воздух, так как вместо него стоит гидроаккумулятор. Невозможно заняться развоздушиванием, если отсутствуют автоматические отводчики и краны. В этом случае придется прибегать к радикальному методу – частичному откручиванию боковой пробки радиатора.

Для стравливания воздуха через пробку батареи понадобится газовый ключ

Опасность метода обусловлена затоплением помещения. По этой причине его нельзя использовать в квартирах. Во-первых, централизованное отопление работает под высоким давлением. Если на пробке плохая резьба, ее сразу сорвет из батареи при попытке открутить. Во-вторых, в квартире пострадает не только собственное помещение, но и соседи, расположенные этажами ниже.

Методом может воспользоваться владелец собственного дома на свой страх и риск. Для развоздушивания на пару витков откручивают одну из верхних пробок батареи, к которой не подведен трубопровод. То есть, она исполняет роль заглушки. Пробка может быть с левой или правой резьбой. Чаще всего заглушки на чугунных радиаторах левосторонние, но лучше удостовериться легким проворачиванием в разные стороны.

После откручивания газовым ключом заглушки на пару витков, зашипит воздух. Перед этим под батареей нужно застелить пленку, приготовить ветошь и ведра для сбора воды. Со временем воздух будет выходить частично с брызгами. Когда шипение полностью прекратиться, начнет капать вода, заглушку закручивают, подмотав несколько витков льна или фум-ленты.

Читать еще:  Как подключить гидроаккумулятор к погружному насосу: схема по шагам

Откуда берется воздух в системе

Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

Разновидности автоматических воздушников

Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

  1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
  2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
  3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
  4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
  5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
  6. При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.

Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой

Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.

Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.

Настоящая проблема: воздух в насосе и теплообменнике

Случаются ситуации, когда воздушные пробки не просто блокируют проток жидкости, но и угрожают выходом из строя дорогостоящих элементов системы. В первую очередь это относится к циркуляционному насосу, который перегорает от сильного перегрева, так как вода не может охлаждать ротор. Главный признак завоздушенного насоса — полное отсутствие циркуляции в системе, определяемое по отсутствию быстрого прогрева трубы подачи.

Стравливание воздуха из циркуляционного насоса производится вывинчиванием регулировочного винта в передней части корпуса. Будьте осторожны, ведь в процессе стравливания может вытечь значительное количество воды. Также может потребоваться продавить шток стравливающего клапана, находящийся сразу под винтом, это справедливо для большинства современных моделей ЦН.

Удаление воздуха из циркуляционного насоса

Воздушные пробки в теплообменнике спирального типа — редкое, но весьма опасное явление. Свидетельством воздушной пробки внутри котла служат гидроудары: треск и простукивание из-за интенсивного образования пара. Прогорание стенок теплообменника в таком режиме работы гарантировано, особенно в твердотопливных котлах. Для спуска воздуха придётся перекрыть запорную арматуру, расстыковать резьбовые соединения и заполнить котёл водой вручную.

Виды циркуляции

Спустить воздух из радиатора отопления можно несколькими способами. Тут многое зависит от циркуляции, которая делится на два типа:

  • принудительная;
  • естественная.

Например, при естественной циркуляции достаточно легко стравить воздух из батареи через расширительный бак. Располагается он в наивысшей точке. Производят прокладку подающей трубы с подъемом к этому бачку. Обычно такая система стоит в частных домах. После спуска воды немного выжидают и откручивают кран на бачке — пробка должна выйти самостоятельно из-за повышения температуры.

Существует несколько видов разводки, в которых спускают воздух по-разному

Если разводка в квартире нижняя, то правильно спускать воздух из батареи аналогичным способом, как при системе с циркуляционным насосом. Выпуск пробки при принудительном режиме достаточно прост: в наиболее высокой точке установлен воздухосборник, который как раз предназначен для спуска воздуха. В таких случаях трубопровод прокладывается изначально с подъемом по мере движения — воздушные пузырьки движутся по стояку, удаление осуществляется через воздушные краны (они стоят в верхних точках для удобства).

Обратный трубопровод прокладывают всегда с уклоном по направлению слива, чтобы можно было осуществлять ускоренное опорожнение при ремонтных работах.

Процедуру спуска воздуха достаточно проводить дважды в начале запуска отопления — для проверки и контроля. Количество спусков может быть увеличено, если система неисправна или в ней есть какие-то дефекты. В случае с алюминиевыми радиаторами сперва спускают воду — так увеличивается срок их эксплуатации.

Виды воздухоотводчиков и мест их установки

  • Ручной кран Маевского.

Также имеет название игольчатый радиаторный клапан отличается своей простотой и долговечностью, изготавливается из латуни. Конструкция предполагает корпус и винт конической формы. Все детали герметично прилегают друг к другу и надежно удерживают воду в батарее. При открытии воздух выпускается из маленького отверстия сбоку. Кран Маевского бывает разных конструкций и в зависимости от этого может открываться по-разному.

Читать еще:  Ремонт циркуляционного насоса для отопления своими руками: инструкция, профилактика

Установка такого крана не требует особого профессионализма. Главное выбрать кран правильного размера. Перед установкой нужно слить воду из вашей батареи, а затем выкрутить заглушку в пробке радиатора. Для большей надежности можно намотать на резьбу ФУМ-ленту.

Изделие можно купить по цене от 30 рублей.

  • Автоматический воздухоотводчик.

Это устройство автоматически выводит все газы, скопившиеся в трубопроводе, и тем самым несомненно удобнее крана Маевского. Изготавливается из бронзы и нержавеющей стали. Может устанавливаться с отсекающим клапаном, который нужен для того, чтобы беспроблемно заменять воздухоотводчик.

Автоматический воздухоотводчик устанавливается в самых высоких местах отопительной системы, поскольку газ легче жидкости и поднимается наверх. Специалисты рекомендуют ставить отводчик за котлом, на коллекторах и на самых высоких точках, где проходят трубы.

  • Сепаратор воздуха.

Принцип действия этого устройства основана на отделении газа от жидкости и удаляет из системы все микропузырьки и растворенный в воде кислород. В конструкции применяются специальные PALL-кольца, и все микроскопические пузырьки воздуха отлавливаются их поверхностью. Помимо улавливания пузырьков, сепараторы так же ловят грязь, циркулирующую в системе.

Устанавливается сепаратор сразу после котла, так как большинство кислорода высвобождается из воды при нагреве и их лучше всего удалять сразу.

Такое оборудование можно назвать продвинутым и цены на него, соответственно, выше – от 10 тысяч рублей.

  • Многоступенчатая система.

Считается самым эффективным методом удаления воздуха, скопившегося в трубах и радиаторах. Заключается он в том, что комбинируется несколько видов устройств в одной схеме. Обычно выглядит следующим образом:

  1. Кран Маевского на батареях.
  2. Автоматический воздухоотвод рядом с котлом.
  3. Воздухоотводы на коллекторах.
  4. Сепаратор после котла.

Самый лучший вариант обычно обходится большей ценой, чем остальные и наш случай не исключение. Точная цена формируется из конкретной схемы.

Первое с чего стоит начинать, это определить зону ответственности. Если радиатор оборудован отсекающими кранами то за функциональность радиатора по закону отвечает собственник. Если кранов нет то управляющая компания.

Если отекающих кранов на батарее нет то лучше самостоятельно не пытаться спускать воздух. Во первых это опасно – ели что то пойдет не так, без отсекающих кранов вы не сможете отключить радиатор от стояка и потоп в этом случае обеспечен. И зачем все это нужно? Когда можно позвонить в жек и потребовать привести радиатор в рабочее состояние, напомнив им о том что кранов на радиаторе нет.

Если на вашем “завоздушенном” радиаторе установлены отсекающие краны то их нужно перекрыть и спокойно заняться установкой крана Маевского.

Сам кран маевского выглядит так

Так выглядит радиатор в который установлен кран Маевского.

Это был мануальный воздухоотводчик – который нужно вручную – спецключом или отверткой открывать для спуска воздуха из радиатора. А есть еще и автоматические радиаторные воздухоотводчики.

[themify_col grid=”2-1 first”]

Вот например

[/themify_col] [themify_col grid=”2-1″]

Или вот такой

Подробнее.. о том какие бывают автоматические воздухоотводчики.

Стоит отметить что не всегда получается заменить глухую радиаторную пробу на футорку из за ржавчины. Проделывается подобная процедура только при отключенном отоплении – на опустошенной батарее. Обычно пробки и футорки на старых чугунных радиаторах приржавевшие и для того что бы их выкрутить понадобится немало слессарных изхишрений. В результате успешной операции по выкручиванию пробки из чугунной батареи мы сможем увидеть старую пробку на место которой вкрутим новую футорку предназначенную под кран маевского.

В результате, после сборки батареи получится конструкция оснащенная краном которым можно спускать воздух в любое время. При помощи простой отвертки.

Вообще можно спускать воздух из старых чугунных радиаторов без крана маевского даже при помощи дрели – сверлением отверстия в верхней части самой крайней секции завоздушенного радиатора,либо в верхней чугунной пробке. Которую в дальнейшем (после спуска воздуха) можно легко заглушить, вкрутив в это отверстие простой саморез, обмотанный льном с пропиткой герметика либо сантехничекой гидропастой или фум лентой (кому как нравится). Это самый дешевый и как не странно, безопасный способ убирания воздуха из радиатора, который нет возможности оснастить краном маевского по причине невозможности отключения и слива стояков отопления или из за того что все гайки проржавели и ничего уже невозможно разобрать.

В общим все перечисленные способы развоздушки батарей, не могут быть реализованы без отключения их от работающей системы отопления. Но это все слишком сложно и затратно. Одна только согласовка разрешения в ДУКе, на отключение стояка отопления может при неправильных действях и до суда довести…

Но не будем о грустном.. Мы значит имеем старую чугунную батарею с вероятнее всего приржавевшими чугунными пробками на которых и в помине не было никаких кранов маевского и которые нельзя пытаться откручивать для того что бы спустить воздух через резьбу не получится (можно только на новых, на старых опасно) и что тогда остается? Остается тупо взять в руки дрель и специальный шуруп, но об этом в следующей статье.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector