Mailtrain.ru

Журнал Mailtrain.ru
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выгнать воздух из системы отопления

Как выгнать воздух из системы отопления

Из-за скопления кислорода и углекислого газа в системах отопления появляются воздушные пробки. Чаще всего эта проблема возникает после длительного простоя, например, по окончании летнего сезона перед первым её запуском, после ремонта или замены каких-либо деталей. Поэтому, чтобы обогрев помещения был полноценным и не вызывал дискомфорта, нужно знать, как удалить воздух из системы отопления в частном доме.

Так выглядет завоздушивание системы на тепловизоре

  1. Причины появления и последствия
  2. Признаки, по которым можно определить, есть ли воздушные пробки в трубах и радиаторах
  3. Методы удаления воздуха
  4. Системы с естественной циркуляцией
  5. Системы с принудительной циркуляцией
  6. Виды воздухоотводчиков
  7. Кран Маевского
  8. Автоматический воздухоотводчик
  9. Сепаратор воздуха
  10. Профилактика

Даже идеально спроектированная и выполненная система центрального отопления нуждается в периодическом стравливании воздуха. Воздух, находящийся в системе — это следствие не только возможной негерметичности. Причин наличия воздуха в системе центрального отопления много.

Откуда берется воздух в системе?

Газы, растворимые в воде. Отопительные системы в частных домах обычно заполняются водопроводной водой. В такой воде (взятой из водопровода, или из собственной скважины — что совсем неважно), кроме соединений кальция и магния, находится растворенный воздух. Наполняя систему водой, невольно мы вводим в нее и воздух.

Количество растворенного воздуха связано с температурой и давлением воды. Чем ниже температура воды, тем больше содержание в ней растворенного воздуха. И чем выше давление воды, тем лучше растворяются в ней газы, и больше воздуха попадет в систему.

Диффузия. Не все материалы газонепроницаемы. Например, полиэтилен или полипропилен могут пропускать кислород из воздуха. Трубы из таких материалов, используемые в системах водяного отопления, должны иметь антидиффузионный слой (покрытие), не позволяющее кислороду проникать в систему.

Неправильное наполнение. Систему надо наполнять медленно, одновременно удаляя воздух из радиаторов и распределителей. Слишком быстрое наполнение приводит к тому, что в воду попадают пузырьки газа и возникают воздушные пробки. Нужно действовать по принципу: чем более обширной и более разветвленной будет система, тем медленнее ее наполняют. На практике нужно исходить из того, что система на одном этаже наполняется около часа.

Герметичность. Небольшие изъяны системы незаметны. Во время работы системы сложно, например, заметить течь на соединительном стыке, так как горячая вода быстро испаряется. Через такие небольшие неплотности воздух засасывается в систему.

Почему воздух в системе нежелателен?

Завоздушенные радиаторы. Это часто встречающаяся проблема водяных отопительных систем. Многие из нас сталкивались с ней. Можно легко проверить, завоздушен ли ра­диатор. Достаточно попробовать — равномерно ли он нагрет по всей поверхности. Если верхняя часть холодная, а нижняя — теплая, это означает, что радиатор не заполнен водой.

Если в части радиатора вместо воды находится воздух, тепловая эффективность радиатора снижается, а помещение, в котором он установлен, не обогревается полностью. Чаще всего завоздушиваются радиато­ры, расположенные на верхнем этаже или ниже распределительной сети. Шумная работа системы, хотя и не так неприятна, как холодные радиаторы, но тоже может досаждать жильцам. Шум, треск и клокотание из завоздушенной системы неприятны для слуха.

Коррозия. Холодные радиаторы и шумная работа системы сразу же становятся заметными для пользователей. Еще одно следствие завоздушивания системы — коррозия — дает о себе знать лишь по истечении определенного времени.

В воздухе находится около 20% кислорода, являющегося главной причиной коррозии, а также углекислый газ, наличие которого в нагревательном оборудовании нежелательно. Дополнительная причина наличия углекислого газа в системе отопления – распад растворенных гидрокарбонатов кальция и магния. Под воздействием повышенной температуры они распадаются на карбонаты кальция и магния, откладывающихся в виде камня, а также на углекислый газ, который может образовывать агрессивную с точки зрения коррозии углекислоту.

Неправильная работа насоса. Воздух не только сокращает срок службы радиаторов и труб, но и вызывает неправильную работу циркуляционного насоса. Подшипники скольжения вала насоса «смазываются» водой. Если поток воды прерывается воздушной пробкой, возникает явление «сухого» трения. В данном случае тепло, выделяющееся вследствие «сухого» трения в подшипниках, может привести к повреждению вала или скользящих колец насоса. Поэтому при запуске насоса после длительного перерыва в работе (например, после летнего сезона) из системы нужно стравить воздух.

Местные воздухоотделители имеют небольшие размеры и почти незаметны. Обычно пользователь отопительной системы даже не знает об их существовании, пока у него не возникнет потребность воспользоваться ими.

После запуска из насоса нужно стравить воздух, откручивая отверткой гайку стравливания воздуха

Как удалить воздух

Каждая закрытая отопительная система, должна быть оборудована автоматическим воздухоотделителем. Воздухоотделители предназначены:

  • для устранения воздуха из системы во время ее наполнения и во время эксплуатации;
  • для подачи воздуха в систему во время спуска из нее воды (если возникнет необходимость слить воду из системы, то без подачи в нее воздуха сделать это будет невозможно. Вода «зависнет» внутри).

Самый эффективный способ устранения воздуха из отопительной системы — применение многоступенчатой системы обезвоздушивания. Это означает, что из каждой группы устройств воздух удаляется отдельно. В этом случае воздухоотделители монтируются в нескольких местах системы.

Читать еще:  Как промыть батарею отопления — инструкция

Вот примерное их размещение на типичном оборудовании отопительной системы:

  • котел — автоматический воздухоотделитель, устанавливаемый непо­средственно на котле;
  • распределители (коллекторы) — воздухоотделители ­местные, ­устанавливаемые в каждом распределителе;
  • радиаторы — воздухоотделители ручные, устанавливаемые на каждом радиаторе;
  • стояки — воздухоотделители стояков, устанавливаемые в самых высоких точках стояков.

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Виды оборудования и принцип его работы

  • расширительный бак открытого типа.

Как убрать воздух из системы отопления закрытого типа простым баком? Функцию воздухоотводчика он может выполнять только в открытых контурах. Так как развоздушить систему отопления закрытого контура при помощи бака нет возможности. В них устанавливаются только герметичные бачки. Открытый резервуар находится на пике контура, куда и стремятся пузыри кислорода. Проблема в том, что вода обогащается им в том же баке, поэтому в теплоносителе высокий уровень воздуха, который находится там до момента нагревания жидкости;

  • автоматический воздухоотводчик.

Устанавливается в самой высокой точке или в месте, где скапливается кислород. Резьбовая часть спускника воздуха системы отопления бывает двух диаметров: ½ или ¾ дюйма. По форме они могут быть ровными или согнутыми под прямым углом, буквой «г». Отверстие для выпуска воздуха располагается либо в торцевой части, либо сбоку на корпусе. Работает в автономном режиме. Сброс воздуха из системы отопления происходит, когда давление в системе повышается до критического уровня. Состоит из клапана и поплавка. Принцип работы заключается в том, что когда кислород поднимается вверх, поплавок опускается и открывает клапан. Как только произошел выброс, поплавок поднимается, вернувших в начальное положение, и перекрывает клапан;

  • сепаратор воздуха для отопления.

Ставится на подаче. В отличие от автоматического воздухоотводчика он выводит не тот кислород, который сам отделился из теплоносителя и поднялся вверх. Сепаратор для воздуха в отоплении самостоятельно отделяет частицы кислорода и избавляется от них. Он сконструирован таким образом, чтобы поток смешивался, натыкаясь на преграды. В качестве преград могут быть:

Сепаратор воздуха для отопления

Так как они устанавливаются на участке за котлом, там, где самая высокая температура, их работа становится более эффективной. От горячей воды кислород охотней отделяется. Автоматический сброс воздуха из системы отопления осуществляется постоянно. Работает автономно без участия человека;

  • кран Маевского.

Удаление воздуха из системы отопления требует участия человека. Кран находится на торце радиатора отопления. Это та белая «крутелка» на батарее, в которой посередине вкручен болтик. В пластике есть отверстие, маленькое, как иголка, так как чтобы спустить воздух из радиатора отопления этого более чем достаточно. Для того чтобы это сделать, нужно приготовить сосуд для воды, подойдет пол-литровая баночка, немного открутить кран и после того, как шипение перестанет и польется струйка воды, закрыть. Вот и все, пробка удалена.

Воздухоотводчик в системе отопления в зависимости от вида может устанавливаться не только на верхней точке контура. Они также монтируются в проблемных местах и на потоке после котла.

Заполняем систему правильно

Проще всего закачать воду или антифриз в трубопроводы, подключенные к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом деле важно не торопиться и дать возможность воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительную емкость.

Совет. После заполнения включите циркуляционный насос и котел, а потом прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите с них остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском развоздушить и насос, как описывалось выше.

Теперь о том, как спустить воздух из батарей и трубопроводов закрытой системы отопления частного дома. Предлагаемая методика, постоянно практикуемая нашим экспертом — сантехником Виталием Дашко, выполняется в следующем порядке:

  1. Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме слива).
  2. Перекройте все радиаторные краны, исключая самые последние батареи на концах петель, чтобы через них шла циркуляция.
  3. Привлеките к работам помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса либо через ветвь подпитки из водопровода.
  4. Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Воздух должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик в наивысшей точке (при наличии).
  5. Подойдите к первому от котла радиатору и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через клапан Маевского и снова закройте вентили. Помощник в это время не позволяет давлению упасть ниже 1 Бар.
  6. Повторите операцию на всех батареях, после чего включите циркуляционный насос и запустите теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно удалите остатки воздуха из них.

Важный момент. Перед тем как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5—10 минут для прокачки трубопроводов.

После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3—1.6 Бар. На этом процедура считается законченной. Если же в системе присутствуют теплые полы, то их надо заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, накачав давление в основной магистрали, нужно поочередно открывать и закрывать напольные контуры, спуская воздух через клапаны коллектора, а потом производить прогрев и настройку расхода теплоносителя.

Читать еще:  Как подключить гидроаккумулятор к погружному насосу: схема по шагам

Замечание касательно монтажа автоматических воздухосбрасывающих клапанов. Такое устройство должно всегда стоять в группе безопасности котла, а второе, третье и так далее – лишь в том случае, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух скапливается в батареях, поскольку они стоят выше трубопроводов, и клапаны на них ставить необязательно.

Нижняя подача отопления в многоэтажке

Для современных строений стандартным решением является схема с нижним розливом. В этом случае обе трубы – и подающая, и обратная – уложены в подвальном помещении. Стояки, подсоединенные к розливам, объединяют попарно при помощи перемычки на чердаке или верхнем этаже.

Вариант № 1 решения проблемы — запуск элеватора на сброс

Стравливание воздуха из системы отопления выполняют специалисты ЖКХ на этапе запуска контура, который сброшен частично или полностью. С этой целью его перепускают на сброс: одну задвижку открывают, а вторую оставляют закрытой.

Со стороны контура отопления до закрытой задвижки открывают сбросник, который соединен с канализацией. О том, что основная часть воздуха вышла, видно по водяному потоку в сбросе – он движется равномерно и без пузырей.

Вариант №2 устранения проблемы – монтаж воздушника

Перед тем, как выпустить из системы отопления воздух, в верхней части всех парных стояков в случае нижнего розлива устанавливают воздушник. Им может быть не только специальный кран Маевского, но и винтовой вентиль, водоразборный или шаровый кран, смонтированный изливом кверху.

Сброс воздуха из системы отопления выполняют в определенной последовательности:

  1. На более, чем на один оборот приоткрывают кран. В результате должно раздаться шипение движущегося воздуха.
  2. Под кран подставляют широкую емкость.
  3. Ожидают, пока вместо воздуха польется вода.
  4. Закрывают кран. Через 10 минут стояк должен прогреться. Если этого не происходит, надо стравливать пробки повторно.

Перед тем, как избавиться от воздуха в системе отопления, следует помнить о таких важных правилах:

  1. В кране Маевского нельзя винт выкручивать полностью, поскольку при давлении, равном 5 – 6 атмосферам, и льющемся из отверстия кипятке вернуть его на место невозможно. Результатом таких действий может стать затопление собственной квартиры и расположенной снизу.
  2. Не надо под давлением выкручивать воздушник, даже на пол-оборота, поскольку неизвестно в каком состоянии находится его резьба. Когда спускной клапан неисправен, до его замены или ремонта следует перекрыть два парных стояка и удостовериться, что их вентили удерживают воду.
  3. В случае проживания на верхнем этаже до старта отопительного сезона нужно удостовериться в том, что есть инструмент, которым работают с воздушником. Модели современных кранов Маевского можно открыть отверткой или руками, а в старых зданиях потребуется специальный ключ. Он выполняется легко – следует взять пруток нужного диаметра и выполнить у него на торце пропил.

Вариант №3 устранения проблемы – перепускание отопительного стояка на сброс

При нижнем розливе основной проблемой воздушников является то, что они располагаются на верхних этажах в квартирах. Если их владельцев постоянно нет дома, как убрать завоздушенность системы отопления?

Можно перепустить парные стояки со стороны подвала, для чего:

  1. Их обследуют на предмет наличия вентилей, после которых можно устанавливать заглушки или сбросники. Во втором случае затрат не будет, а в первом – необходимо купить шаровый кран с резьбой аналогичного размера, как и у заглушек.
  2. Перекрывают вентили на двух стояках.
  3. На одном из них на несколько оборотов откручивают заглушку и ожидают снижения напора жидкости, который бьет по резьбе. Так можно убедиться, что вентили на этажах исправны.
  4. На место заглушки монтируют шаровый кран, сначала подмотав резьбу.
  5. Смонтированный сбросник открывают полностью.
  6. Теперь приоткрывают вентиль, находящийся на втором стояке. Когда напор осуществит отвод воздуха из системы отопления, закрывают сбросник и открывают другой стояк.

В этом также имеются нюансы:

  1. Когда все батареи установлены на подающем стояке, а на обратном их нет, сбросник нужно монтировать на обратке и тогда проблема, как удалить из системы отопления воздушную пробку, будет решена. В случае расположения радиаторов на парных стояках вытравить воздух получается не всегда.
  2. Если не удалось перепустить стояки в едином направлении, тогда сбросник переставляют на второй стояк и перегоняют теплоноситель в противоположную сторону.
  3. При наличии винтовых вентилей на стояках нужно избегать перемещения воды через них в направлении, которое противоположно стрелке на корпусе. Желание приоткрыть вентиль с клапаном, прижатым давлением, может завершиться его отрывом от штока. Чтобы устранить проблему, связанную с тем, как вытравить воздух из системы отопления, довольно часто требуется сбрасывать систему обогрева строения.

Составные элементы оборудования

Стоит рассмотреть подробнее части системы, которые были упомянуты выше.

Кран в разобранном состоянии

Принцип действия описан в инструкции по выпуску воздуха. Конструкцию крана Маевского проще изучать с помощью этого рисунка. Такое миниатюрное изделие устанавливают вместо заглушки в верхней части коллекторной гребенки. В центральной части сделана резьба. Туда вворачивают винт, прижимающий пластиковый уплотнитель.

Читать еще:  Теплоизоляция трубопроводов отопления

Для обеспечения герметичности соединения используют резиновое кольцо. Все перечисленные детали входят в стандартную комплектацию изделия. Никаких дополнительных расходных материалов для монтажа и эксплуатации не требуется.

Значительно упрощает выполнение поставленной задачи применение автоматизированных устройств. Они без тщательного контроля со стороны пользователя и дополнительных настроек способны выполнять свои функции на протяжении длительного срока службы.

Автоматический отводчик газов

Здесь приведена принципиальная схема одного из устройств этой категории:

  • Узел (1) создает жесткое крепление штанги (2) к внутренней части корпуса с нужным углом. Им регулируют уровень открытия выпускного клапана.
  • В ходе эксплуатации воздух накапливается в верхней части. Поплавок опускается вниз. В определенном положении он откроет запорное устройство, которое выпустит газ наружу.
  • Далее поплавок поднимается в исходное положение, цикл повторяется снова.
  • В нижней части установлен мягкий уплотнитель (4), обеспечивающий герметичность соединения.

Сепаратор

Более эффективно выполняет аналогичные функции такое устройство:

  • Тут приведен пример проточного сепаратора. Его устанавливают в верхней точке в разрезе трубопровода с применением резьбовых соединений (4, 5).
  • В центральной части закреплена сетка (3). При прохождении потока воды через такую конструкцию из него высвобождаются пузырьки воздуха (2).
  • Они устремляются вверх. В этой части установлен такой же узел, как и в автоматическом отводчике газов. Когда поплавок опустится ниже определенного уровня, тяга откроет клапан (1) для выпуска воздуха наружу.
  • Размеры ячеек и другие параметры сетки подбирают так, чтобы не создавать излишних препятствий перемещению теплоносителя. Однако такая конструкция задерживает частицы ржавчины (6). Они накапливаются в нижней части (7). Здесь есть отвинчивающаяся крышка, которую открывают для удаления загрязнений при выполнении регламентного обслуживания.

Удаление механических примесей снижает нагрузки на разные части системы отопления. Если установить простейший фильтр на основной магистрали подачи воды, будет предотвращено засорение протоков радиаторов, теплообменников котлов. Это же продлит долговечность жиклеров клапанов автоматических отводчиков воздуха.

Почему нужно спускать воздух из батарей?

Иногда воздух может попадать в систему центрального отопления и мешать ему работать с максимальной эффективностью. Обычно вы можете проверить это с помощью простого теста.

Когда ваше отопление включено, коснитесь вашего радиатора. Если внизу тепло, а сверху холодно, то в нем может быть воздух. Это обычно происходит, когда новая вода была добавлена ​​либо из подающего и расширительного бака, либо просто, когда она пополняется в результате удаления воды или периодического технического обслуживания.

В случае радиаторов это может предотвратить циркуляцию теплой воды от основания до самого верха. Обычное средство – спустить воздух с радиаторов или, в некоторых крайних случаях, полностью осушить их.

Причины появления в магистралях

Воздух в системах отопления – явление, практически, неизбежное. Причины его появления следующие:

  • выделение растворенного в теплоносителе воздуха при нагревании до температур, близких к кипению;
  • неправильный выбор или нарушения при монтаже: направление и величина уклона трубопроводов.

Эти ошибки приводят к тому, что воздух не может свободно перемещаться по магистралям, и образует скопления (пробки);
проведение профилактики и ремонтов.

Разборка трубопроводов, демонтаж и монтаж элементов, обязательно, разгерметизируют систему, открывая воздуху доступ внутрь (можно ли холодной сваркой заварить трубу отопления прочитайте в этой статье);
несоблюдение технологии заполнения системы теплоносителем.

После монтажа или в начале отопительного сезона, трубы заполняют с определенной скоростью, обеспечивая вытеснение и отвод воздуха.

Нарушение этого правила приводит к появлению воздушных пробок в радиаторах;

  • снижение давления в трубопроводах;
  • подсос воздуха в местах повреждений и на негерметичных стыках.
  • Важно! Заметить мелкую течь, сложно, поскольку, нагретый теплоноситель, быстро испаряется.

    Как убрать воздушную пробку из системы отопления?

    Рассмотрим, как правильно выгнать, удалить воздух из системы отопления.

    Первый шаг – определить место расположения этой пробки. На ощупь можно проверить равномерность прогрева труб и радиаторов.

    Если возле батареи есть байпас (более тонкая труба – перемычка), нужно сравнить температуру на нём и радиаторе.

    Если она байпас горячий, а радиатор нет – воздух в нём. Если они одинаково плохо прогреты – проблема у всего стояка.

    Проверить свою догадку, можно, если легонько постучать металлическим предметом по поверхности вверху и внизу батареи. Там, где есть воздух, звук будет более звонким.

    • Кран Маевского. Специальным ключом, который идёт в комплекте с краном, или отвёрткой, откручивается ниппель крана. Воздух будет выходить с характерным шипением. Затем радиатор начнёт «плеваться» водой с воздухом и только когда побежит чистая вода,- можно закрывать ниппель.
    • Без крана Маевского. На некоторых батареях старого образца воздухоотводчиков нет, а есть только заглушка, залитая краской, а в ней болт. Работы с таким вариантом будет больше. Понадобится, подходящий по размеру, или разводной ключ и ведро с тряпкой. До того, как начать скручивание, к батарее нужно перекрыть доступ теплоносителя (делается это, чтобы обезопасить себя на случай срыва резьбы, тогда горячая вода хлынет потоком в дом).
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector