Mailtrain.ru

Журнал Mailtrain.ru
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как разобрать радиатор отопления своими руками – правила разборки алюминиевых, биметаллических и чугунных радиаторов по секциям

Ниппель-гайками именуются уплотнители кольцевого типа, оснащенные наружной резьбой по обоим торцам элемента. Во внутренней части имеются специальные пазы, предназначенные для установки радиаторного ключа. Вращая его в ту или иную сторону, можно проводить смыкание или размыкание отдельных секций.

Разбирают батареи отопления по секциям, как правило, в таких случаях:

  1. Во время монтажа системы отопления.
  2. Когда производится наращивание батареи дополнительными секциями.
  3. Если радиатор начал протекать.

Общие сведения

Еще не так давно в системах отопления использовались исключительно чугунные радиаторы, однако, в настоящее время выбор отопительных приборов существенно расширился, в частности появились алюминиевые и металлические батареи. Причем каждый их вид обладает своими конструкционными особенностями, соответственно, процесс их разборки выглядит по-разному.

Поэтому ниже мы рассмотрим, как разобрать батареи отопления своими руками всех наиболее распространенных типов.

Совет!
Чтобы очистить прибор от накипи и прочих загрязнений, его необязательно разбирать.
Существуют специальные жидкие составы, которые качественно справляются с поставленной задачей.

На фото – ключ для радиаторов

Как разобрать чугунную по секциям

Для того чтобы разобрать данный тип радиатора, необходимо подготовить мел, дюймовую трубу размером 50-100 см, ключ для чугунных батарей и разводной ключ номер 2 или 3. Сам радиатор во время разборки лучше поставить на что-то твердое для большего удобства.

Порядок разбора чугунной батареи:

  1. отключить теплоснабжение в квартире;
  2. разобраться с направлением откручивания пробок: ключ положить на батарею и довести до месторасположения втулки, траекторию необходимо отметить мелом;
  3. прокрутить ключ для чугунных батарей в ту сторону, в которую идет резьба;
  4. начать разбирать радиатор с первой секции;
  5. произвести срыв резьбы сразу на двух никелях;
  6. соблюдать пространство между секциями, чтобы избежать аварий впоследствии.

Эти действия необходимо выполнять не спеша и поэтапно.

Важно следить за направлением прокрутки инструментов и силой нажатия. Срывать резьбу следует аккуратно.

Разборка чугунных радиаторов

Наиболее распространены чугунные радиаторы МС140. За время их эксплуатации, а это в некоторых случаях 30 и больше лет, они показали себя только с лучшей стороны:

  • аккумулирует тепло;
  • устойчив к плохому качеству теплоносителя;
  • простоты в обслуживании;
  • надёжны и имеют большой срок службы (от10 лет и выше)

Как же разобрать этого дедушку? А очень просто, ведь конструктивно все радиаторы собраны по одному принципу: с помощью ниппель-гаек и прокладок для герметичности. Правда, в те древние времена на гайку накручивалась пакля с краской и стояла резиновая прокладка.

Чугунные радиаторы в некоторых системах стоят по 50 лет, понятно, что разобрать их будет непросто

С разборкой нового радиатора проблем не возникает. А вот со старым придётся повозиться:

  • со временем стык между секциями «прикипает»;
  • внутренние выступы для ключа разъедаются под действием теплоносителя.

Вот поэтому разобрать старую «чугунину» довольно проблематично.

Еще одна сложность в работе с чугуном — его большой вес. Масса одной «чистой» секции -7.5 кг. Батарея из 10 секций весит 75 кг, поэтому переносить её лучше вдвоём. Перед разборкой радиатора, его лучше всего снять и промыть. Небольшую по весу батарею можно промыть в ванне, предварительно постелив тряпку. Для этого лучше всего взять кусок шланга, подключить к крану с холодной водой и хорошенько промыть. Если ванну пачкать жалко, можно выйти во двор. Важно только наличие воды, нужен также сток: всякого ужаса в воде будет более чем достаточно.

Только сильный человек может один носить чугунные батареи

Место для разборки радиатора выбирается ровным и достаточно просторным. Если вы живёте в многоэтажном доме, то эту работу вполне можно выполнить на лестничной клетке. Из инструментов понадобится:

  • радиаторный ключ;
  • зубило, молоток, небольшая кувалда;
  • щётка с металлическим ворсом, паяльная лампа;
  • несколько досок или чурок для подкладки под батарею;
  • сантехнический ключ №2,3 для раскручивания боковых пробок (футорок) и заглушек.

Немного слов о ключе: вряд ли вы найдёте что-то подобное в магазине, проще поискать на рынке или одолжить у знакомого сантехника.

Ключ представляет из себя круглый пруток диаметром 18 мм. С одной стороны он расплющен в виде лопатки под внутренний размер: ширина ее 28х40мм и толщиной 6 мм. С другой, к нему приварено кольцо, в которое вставляется рычаг для вращения. Длина ключа определяется как ½ длины самого большого радиатора плюс примерно 300 мм. Можно сделать такое «чудо» и из подходящего отрезка полудюймовой трубы, расплющив один конец. Но этот вариант подойдёт только для разборки нового радиатора.

Читать еще:  Где поставить циркуляционный насос в системе отопления?

Стык потек — прохудилась прокладка. Нужно разбирать чугунную батарею и менять ее

Для облегчения работы, перед разборкой стык необходимо прогреть строительным феном, либо паяльной лампой. Вот тут и понадобятся доски: на них укладываете батарею и греете.

С «закипевшими» секциями проблем бывает очень много. Они настолько «сроднились», что и значительные физические усилия не помогают. Тогда первое «лекарство» — нагрев. Разогреваете металл до слабого свечения, затем попробуете раскручивать (только перчатки берите толще). Может подойти еще один вариант: раскручивать после остывания, но только сразу, после того, как температура снизится. В этом случае образуются в прокладках микротрещины, и разрушается такое соединение проще.

Теперь о порядке действий. Предварительно открутив заглушки, прикладываем ключ сверху радиатора, совместив головку ключа с местом, где будет откручен ниппель, и делаем круговую отметку мелом на теле ключа по торцу секции. Вместо мела можно использовать кусок изоленты или скотч. Далее вставляем ключ в нижнее внутренние отверстие и немного проворачивая вдоль оси вправо и влево доводим его до сделанной метки.

Теперь о том, в какую сторону нужно откручивать секцию. Если есть ниппель, то «наживляем» его поочерёдно левой или правой стороной. Определяем, в какую сторону он закручивается. Тогда откручивать гайку ключом нужно в противоположную сторону. Если резьба правая (закручивается по часовой стрелке), то для откручивания вращаем ключ против часовой стрелки. Для левосторонней резьбы откручиваем по часовой стрелке.

Если случилось чудо, и вам удалось сорвать резьбу, не спешите раскручивать ее полностью. Выкручивайте гайку на один оборот, затем проделайте тоже самое и с верхним ниппелем. И так понемногу откручивайте то сверху, то снизу. Чугун не любит перекосов и может банально расколоться. Таким же образом раскручиваем все секции.

Бывает, что протёкшую секцию не удаётся раскрутить. Тогда попробуйте распилить её по центру ниппеля «болгаркой» или ножовкой по металлу. Только разрезать секцию нужно предельно осторожно. Ведь чугун по природе – материал хрупкий. Есть ещё один способ: среднюю часть негодной секции просто разбивают небольшой кувалдой с двух сторон, а ниппеля выкручивают сантехническим ключом или выбивают молотком и зубилом.

При разборке не всегда получится обойтись только ключом. Часто необходимо разогреть металл до слабого свечения, и только после этого можно будет (и то не всегда) сорвать резьбу с закипевшей батареи

Старая батарея

Сам процесс разборки оборудования производится точно так же, как и в предыдущем случае. Но вы столкнетесь с двумя дополнительными этапами. Во-первых, радиатор после отсоединения от труб необходимо тщательно промыть проточной водой. Вы удивитесь, увидев, сколько грязи собралось внутри. Особенно в том случае, если радиатор использовался в централизованной системе отопления — теплоноситель в ней обычно не отличается особой чистотой.

Во-вторых, все соединительные элементы в чугунной батарее со временем обрастают накипью и накрепко прирастают друг к другу. Поэтому, чтобы разделить их, приходится прилагать немалые усилия. Дело усугубляется еще и тем, что чугун, несмотря на всю свою внешнюю брутальность, довольно хрупкий материал. Поэтому действовать нужно решительно, но аккуратно. Для этого есть три способа:

  • нагрев. Все прикипевшие места прогрейте с помощью строительного фена или паяльной лампы, а затем сразу открутите гайку. Будьте осторожны при работе, чтобы не обжечься,
  • распил. Если нагрев не помог, то воспользуйтесь ножовкой по металлу. Болгарку лучше не применять все из-за той же хрупкости материала,
  • раскол. Бывают совершенно безвыходные ситуации, когда нужный сегмент никак не получается отделить. И остается только взять кувалду, аккуратно произвести раскол и удалить все ненужное. Естественно, секцию вы так не сохраните, но сможете подготовить поле для последующих работ.
Читать еще:  Чем отделать стену за батареей отопления?

Чтобы еще больше проникнуться деталями предстоящей вам работы, посмотрите видео, ссылка на которое указана ниже. Успехов!

Сущность проблемы


Быстроразборная фитинговая система
Потребность в том, чтобы снять отопительную батарею в квартире, может возникнуть по ряду причин. Чаще всего появляется желание заменить старые элементы, оставшиеся еще с советских времен, новыми, с элегантным внешним видом и повышенной эффективностью.

Нередко появляется необходимость прочистки батарей (радиаторов) при их засорении, когда промыть их, не разбирая систему, не удается.

Наконец, бывает потребность временного препятствия для проведения ремонта в квартире, когда батарея просто мешает осуществлению работ на стене, расположенной за ней.

Какие бы ни были причины, суть вопроса в том, как отсоединить и снять отопительные батареи, не повреждая стыки с системой. Наиболее часто подобная задача касается чугунного изделия, которое соединено по стандартной схеме. Следует учитывать, что схемы подключения могут быть разных вариантов:

  1. Присоединение на сгонах. Так чаще всего подключали старую чугунную батарею. Соединение обеспечивалось связкой из патрубка с удлиненным резьбовым участком (сгоном) и контргайки.
  2. Фитинговая система (“американка”). Это соединение используется, когда устанавливаются современные батареи. В систему входят быстроразборные фитинги с гайками накидного типа.
  3. Сварочное соединение – использовалось ранее при подключении радиаторов-конвекторов, имеющих форму трубчатого змеевика. Такие батареи устанавливались при помощи сварки.

Помимо типа подсоединения отопительные радиаторы подразделяются по способу подведения теплоносителя, что тоже подразумевает определенные особенности в демонтаже устройства. Для подключения в общую отопительную систему в батареях предусматривается вход и выход трубы с теплоносителем. Они могут располагаться с 1 (односторонняя подводка) и 2 сторон. Кроме того, немаловажную роль имеет направление подачи теплоносителя. Он может подводиться снизу или сверху.

Какие радиаторы отопления лучше выбрать, с техническими характеристики биметаллических радиаторов отопления вы можете ознакомиться на следующих страницах нашего сайта:

Для замены батареи нам понадобиться:

  • радиатор биметаллический;

  • комплект гаек и заглушек к радиатору;

  • соединительные элементы в двух экземплярах: тройник, муфта, кран с еврогайкой (американка);

  • отрезок гофрированной оцинкованной трубы длиной 60- 70 см;
  • пара кронштейнов для подвешивания радиатора.

Так как трубы системы отопления чаще всего идут диаметром 3/4 дюйма, комплект гаек — заглушек для радиатора покупаем именно под этот размер. Размером 3/4 дюйма берем краны, соединительные муфты и тройники. Разъем тройника идущий на перемычку должен быть размером 1/2 дюйма (поток теплоносителя, идущий через радиатор должен быть больше чем через перемычку), соответственно размером 1/2 дюйма должна быть и оцинкованная труба.

Если используете другой тип трубы для отопления, могут понадобиться другие фитинги.

Шаг 1. Слив теплоносителя и демонтаж чугунной батареи

Начинаем работу с перекрытия стояка отопления и слива воды. Демонтируем старый радиатор для этого необходимо открутить гайки соединяющие радиатор с трубами, и снимаем его с подвесных крюков.

Откручивать гайки следует аккуратно, не повредив резьбы на трубах.

Монтаж биметаллического радиатора выполняем с установкой перемычки между трубами «подачи» и «обратки». Это позволит в будущем снимать батарею без слива воды, и регулировать температурный режим перекрывая поток теплоносителя проходящего через радиатор.

Шаг 2. Подготавливаем элементы для соединения нового радиатора с трубами

Собираем фитинги воедино, еврогайку соединяем с гайкой радиатора, в местах соединений используем лен либо фум-ленту.

Аналогично собираем второй комплект элементов (необходимо учитывать, что в первом случае тройник будет смотреть вниз, во втором – вверх) и скручиваем все с трубами.

Шаг 3. Подготавливаем и устанавливаем батарею

По своим конструктивным особенностям биметаллический радиатор имеет четыре отверстия (два входных два выходных) для различных схем подключения. В те отверстия радиатора, которые нам не нужны, вкручиваем заглушки из набора (гайки и заглушки в наборе имеют уплотнительные кольца, поэтому использование фум-ленты здесь не обязательно).

Будьте внимательны, одна из заглушек снабжена клапаном Маевского для спуска воздуха, ее следует установить в верхнюю часть радиатора.

В отверстия входа и выхода теплоносителя вкручиваем гайки с американкой.

Предварительно навешиваем батарею на трубы, соединив еврогайки с кранами при этом, установив батарею по уровню, карандашом ставим метки на стене для сверления отверстий под крюки.

Читать еще:  Как победить шум в батареях отопления?

Снимаем батарею. С помощью перфоратора сверлим отверстия, забиваем в них дюбеля, вкручиваем крюки. Снова устанавливаем радиатор вывесив его и прикрутив к подходящим трубопроводам. Проверяем уровень и прилегание радиатора к крюкам, при необходимости регулируем крючки, добиваясь плотного прилегания радиатора ко всем кронштейнам. После этого окончательно пакуем все резьбовые соеденения.

Шаг 4. Устанавливаем перемычку

Точно измеряем расстояние между тройниками верхней и нижней трубы и отрезаем кусок оцинкованной трубы необходимой длины. Концы трубы слегка завальцовываем при помощи напильника, чтобы не было острых концов способных срезать силиконовую прокладку в фитинге.

Зачищаем концы трубы от пластика на длину соответствующую вхождению оцинкованной трубы в тройник (1.5 – 2 см).

Ослабляем фитинги тройников (не откручивая их полностью) и вставляем в них концы трубы.

Так как труба гибкая выравниваем ее изгибая. Окончательно закручиваем фитинги.

Заполняем систему водой, открываем оба крана радиатора. После заполнения спускаем скопившийся в радиаторе воздух при помощи клапана. Замена батареи отопления в квартире выполнена.

Статьи по теме:

При выборе системы обогрева дома принимают во внимание много факторов: стоимость оборудования, безопасность, особенности монтажа и обслуживания.

Рассмотрим ремонт масляного обогревателя на конкретном примере.

Для отопления домов и квартир используют различные типы оборудования, в том числе и электрические приборы разной модификации. Это конвекторы.

При выборе отопительной системы для любого здания важно понимать принципы работы и особенности рассматриваемого оборудования. Это позволит подобрать наиболее.

Поговорим сегодня о комфорте и тепле в доме, будь то частный дом, квартира или дача.

Конструкции радиаторов отопления

При возникновении поломки отопительного элемента, особенно в холодное время года, его необходимо немедленно отремонтировать или заменить. Возможна ли разборка радиатора, зависит от типа его конструкции. Довольно часто в квартирах устанавливают неразборные виды радиаторов, которые восстановлению не подлежат. В таком случае лучше сразу приобрести новую батарею. Но есть и разборные модели, которые можно демонтировать для замены поврежденного элемента и установить назад.

Изделия делятся на два основных вида:

  1. Секционные батареи, собранные из нескольких одинаковых секций, надежно соединенных между собой. В каждой из них есть канал, по которому циркулирует вода, а ребра, излучающие тепло обогревают помещение. Секционные батареи являются наиболее популярными, поскольку стоимость таких радиаторов ниже. При возникновении поломки, достаточно заменить только поврежденную секцию, а при необходимости всегда можно добавить или убрать ребра.

Секционные батареи отопления

  1. Монолитные изделия представляют собой одну цельную конструкцию, которая не имеет отдельных секций. По внешним признакам эти радиаторы могут напоминать секционные аналоги, но отличия между ними очевидны. В монолитных устройствах нет соединительных стыков, за счет чего они способны выдерживать большее давление. От этого и сроки безотказной работы этих конструкции почти в два раза больше, чем у секционных. Но в случае протечки монолитное устройство придется менять полностью. В секционных изделиях достаточно будет заменить поврежденный элемент.

Биметаллический монолитный радиатор

Что делать, если ниппель сломался

В случае с самодельными ключами, спешкой, или прикладыванием слишком больших усилий, можно сломать усики ниппеля. Тогда можно попытаться открутить следующую секцию радиатора вместе с той, которую снять уже не удастся, или прибегнуть к помощи ножовки по металлу. Пилить нужно в месте соединения двух секций. Скорее всего, обе секции будут испорчены и соединить их вы больше не сможете.

Также можно распилить секцию со сломанным ниппелем пополам. Сделать ещё один пропил, чтобы оставить между половинками просвет около 5 см. После этого, с помощью монтировки или лома, вращайте не внутренний ниппель, а половинки самой секции, и таким образом избавитесь от секции со сломанным ниппелем.

Крайней мерой в разборе проблемных участков радиатора может быть их разрушение. Для этого можно использовать кувалду. Рекомендуем всё-таки не спешить и делать каждый шаг постепенно. Тогда вы успешно завершите разборку без применения крайних мер.

Как промыть батареи отопления в домашних условиях не снимая и с демонтажем, можно узнать из статьи по ссылке.

Предлагаем посмотреть видео по теме разборки батареи:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×