Mailtrain.ru

Журнал Mailtrain.ru
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сварка водопроводных труб под давлением

Сварка водопроводных труб под давлением

Сварка стальных труб — ответственное дело, после выполнения которого ожидается, что они будут работать под давлением длительное время, и обеспечивать бесперебойную подачу жидкости для водоснабжения или отопления. Поэтому все швы должны выполняться качественно, с соблюдением правильных режимов сварки для конкретной ситуации. Как производится сварка водопроводных труб чтобы минимизировать ремонтные работы? Что делать если необходимо заварить трубу в которой уже есть вода?

Сгоны для труб – размеры согласно ГОСТ

Сгон представляет собой отрезок трубы с двухсторонней резьбой разной длины, ее средний размер с короткой стороны – 5 ниток, длинная имеет протяженность не менее 20 витков. Металлические или оцинкованные сгоны концом с короткой резьбой подключают к оборудованию (газовые плиты, радиаторы отопления, котлы), а по длинной резьбе перемещается соединительная муфта соответствующей длины и контргайка. При стыковке на другую трубу накручивается длинная муфта с герметизирующим уплотнителем (льняная пакля, сантехническая нить, ФУМ-лента), с другой стороны муфты намотанный уплотнитель прижимают контргайкой.

Параметры сгонов регламентированы ГОСТ 8969-75, где указаны их размер, длина резьбовых участков, диаметр резьбы в дюймах.

Рис. 2 Сгон – внешний вид и материалы изготовления

Самостоятельное изготовление сгона

При необходимости изготовить сгон нужных размеров можно самостоятельно. Для выполнения работы потребуются:

  • металлическая стальная труба – отрез трубы соответствующей длины;
  • столярные тиски для облегчения работы;
  • оборудование для нарезки резьбы: плашка с плашкодержателем для внешней резьбы или метчик для нанесения внутренней резьбы;
  • напильник (предназначается для снятия фаски);
  • болгарка (ножовка по металлу) для резки, если потребуется отрезать часть трубы для заготовки сгона;
  • смазка.

Работа выполняется в следующем порядке:

  1. при помощи болгарки или ножовки отрезается заготовка для сгона соответствующей длины;

Обрезка трубы болгаркой для изготовления сгона

  1. с концов подготовленного отреза снимается фаска;
  2. края обрабатываются смазкой для облегчения нарезки резьбы;
  3. сгон зажимается тисками;
  4. выбранным оборудованием нарезается резьба. Короткая часть резьбы должна составлять не менее 5 ниток, а длинная – 20 ниток. При необходимости длинная часть может быть увеличена до 30 ниток.

Нарезка резьбы на сгоне

При самостоятельном изготовлении сгона нельзя забывать о средствах индивидуальной защиты мастера. Рекомендуется использовать перчатки и защитную маску при резке труб.

Особенности соединения и монтаж

Сгоны способны функционировать в системах, где температура достигает 175 градусов, а давление не превышает 16 атмосфер. Фитинг продается вместе с соединительной муфтой и контргайкой стандартных размеров.

Устанавливать сгоны предстоит по определенному алгоритму. Объяснить его можно на примере детали, устанавливаемой после вентиля. Длина фитинга определяется таким образом, чтобы деталь оказалась где-то на 5 миллиметров короче, чем просвет между трубами. При этом обязательно учитывается грядущее углубление одной стороны в патрубок присоединяемого оборудования.

На длинную сторону сгона (то есть на ту, где не менее 20 витков) накручиваются стальная контргайка и соединительная муфта, идущие в комплекте. Короткая сторона обматывается по ходу резьбы льняным волокном с обязательной пропиткой любой краской, лаком или герметизирующей нитью.

Следом эта короткая сторона покрывается специальной пастой и вкручивается в резьбу патрубка, в данном случае вентиля. Сначала все делается вручную, а затем затягивается газовым ключом. В это время обязательно следует придерживать сам вентиль, например, другим ключом, чтобы он не провернулся. В противном случае вполне возможно возникновение течи.

Муфта на длинной стороне «сгоняется» вниз и накручивается на трубу при помощи газового ключа. За ней спускается и контргайка, пока между ней и муфтой не останется 3-4 витка резьбы. С другого конца муфты наматывается льноволокно, все обмазывается пастой, и контргайка затягивается.

Во время эксплуатации может возникнуть несколько типичных проблем, которые довольно легко решаются.

  • Если течет контргайка, это говорит о том, что испорчено льноволокно или иная подмотка, способная сгнивать и выгорать. В этом случае старая подмотка меняется на новую, обработанную краской или быстросохнущим лаком, что позволит противостоять влаге и высоким температурам.
  • Кроме того, гайка может течь из-за излишних движений батареи или ее патрубка либо изначального отклонения оси резьбы. Данную проблему можно устранить, но перед этим необходимо обязательно отключить отопление, перекрыв вентили. Следует также добавить, что если течь идет по резьбе, то сгон придется менять.
  • То же самое предстоит сделать и при появлении ржавчины. Последняя проблема устраняется путем монтажа латунной детали, неспособной подвергнуться коррозии либо покрыться отложениями. Эксплуатироваться сгон из латуни может практически неограниченный период времени.
Читать еще:  Почему шумит вода в батареях отопления?

Какими электродами лучше варить трубы отопления: металлы, оборудование, инструкции

Для начинающего электросварщика имеющего небольшой опыт работы важно на начальном этапе сделать два основных шага – правильно выбрать сварочный аппарат и также правильно подобрать к нему электроды. Почему важны именно эти моменты? Дело в том, что сварочные электрические аппараты имеют свои особенности. Для новичков лучше использовать инверторный сварочник постоянного тока. Это небольшой компактный прибор, устройство которого основано на полевых транзисторах, он выдает постоянный ток, который легко можно регулировать. Даже самый простой инвертор позволит новичку научиться держать дугу и правильно регулировать ток. Для более опытных мастеров можно попробовать поработать на аппарате переменного тока. Он мощнее, у него больше запас по мощности, а для сварки труб отопления это большой плюс. Но у него есть и минус – с ним сложно работать, для новичка трудно поймать дугу, нужен опыт, чтобы правильно выставить сопротивление резистора, да и по размерам это устройство намного больше бытового инвертора.

Что касается выбора электродов, то здесь стоит учитывать качества каждой марки, поскольку и диаметр стержня и марка оболочки сильно влияют на качество шва. Для работы используются:

  • Марка С – электроды с целлюлозным покрытием. Основное назначение соединение ответственных швов на материале с большой толщиной металла;
  • Марка RA – электроды рутилово-кислотные основной вид электродов для работы с металлическими трубами. Особенность этой марки заключается в быстром покрытии шва слоем шлака, который придется удалять.
  • Марка RR – электроды для тонких и аккуратных работ. Марка позволяет получить почти ювелирный шов с небольшим слоем шлака, который легко снимается щеткой.
  • Марка RC – рутилово-целлюлозные электроды универсального назначения. Они предназначены для сварки в любых положениях.
  • Марка В – основные электроды универсального назначения для горизонтальных и вертикальных швов.

Кроме знания марки оболочки важно учитывать и толщину металла сердечника, и толщину металла свариваемых деталей.

Подготовка труб к электросварке

Также как и от оборудования и расходных материалов многое зависит от правильной подготовки самих труб для сварки. Для получения надежного и красивого шва необходимо выполнить ряд операций, облегчающих проведение дальнейших работ:

  • Зачистка поверхности края трубы. 15-20 мм от среза трубы поверхность должна быть зачищена от ржавчины, лакокрасочного покрытия, масляных пятен;
  • Необходимо доработать срез – он должен быть максимально ровным, так легче будет сочленить части трубы.
  • При использовании толстостенных труб на соединяемых концах рекомендуется сделать фаску не меньше чем на половину толщины металла.

Сварка труб отопления проводится в несколько слоев, это зависит от толщины металла. Профессионалы рекомендуют:

  • При толщине стенки до 6 мм наложить 2 слоя;
  • При толщине больше 6 и до 12 мм рекомендуется снять фаску и сделать 3 слоя;
  • При толщине стенки трубы больше 12 мм делается 4 сварных шва.

Профессионалы советуют при многослойном наложении швов первый шов накладывать методом ступенчатой наплавки – пройдя вперед 8-10 мм сделать обратный ход на 5-6 мм, после чего сделать снова участок длиной 8-10 мм.

При работе с большим диаметром труб делается сначала прихватка – в нескольких местах делается небольшой шов длиной 2-3 см, после чего делается сплошное сваривание стыка.

Важно помнить, что если будет сделана ошибка и обнаружится брак, то часть работы придется переделать. После прохождения полной длины окружности сварным швом делается отступ на 3-4 см и начинается наплавка второго слоя. Отступ необходим для того, чтобы исключить брак шва, в точке начала наплавки сразу нескольких слоев.

Сочленение профильных труб

Самый доступный способ сочленения профильных труб – посредством установки крепежных хомутов. С помощью этих нехитрых приспособлений удобно собирать любые типы малогабаритных металлоконструкций, возводя навесы и стеллажи, теплицы и ограждения, козырьки и модульные перегородки.

Неоспоримым преимуществом задействования крепежей является удобство монтажа и возможность разбирать собранную конструкцию неограниченное число раз.

Для воплощения этого способа потребуется всего три составляющие:

  1. Нарезанный в размер трубный прокат.
  2. Необходимое количество крепежных хомутов.
  3. Гаечный ключ.

Хомуты-крабы могут представлять собой «Х», «Г» и «Т»-образные элементы, с помощью которых удобно состыковывать прямые участки труб, угловые конструкции и одновременно в пределах одного узла соединять до четырех сегментов.

В собранном виде они имеют форму квадрата или прямоугольника, стороны которого плотно обхватывают состыковываемые части металлических труб.

Читать еще:  Управление циркуляционным насосом

Крепеж крабами не должен вызвать особых сложностей. Вставить нарезанные трубы в хомут и зафиксировать прижимные палки посредством затягивания болтов на системе под силу любому желающему.

Но применять этот способ можно только для профильных труб сечением не более 20 х 20 мм, 20 х 40 мм и 40 х 40 мм. К тому же состыковку элементов можно производить только под прямым углом.

Соединить квадратные трубы без сварки можно и путем установки фитингов заданного профиля.

Крепежи в виде фитингов бывают нескольких видов:

  • Муфты – в местах стыковки на прямых участках.
  • Крестовины и тройники – для установки в местах разветвлений;
  • Колена и повороты – при необходимости изменения направления трубопровода.

С помощью фитингов можно получить неподвижный крепеж, единственным уязвимым местом которого является только подверженность коррозии, которая характерна для заведенных в него торцов состыковываемых элементов .

Такая ситуация возникает в результате скопления внутри крепежа конденсата. Он станет причиной ржавления при условии, что металлические трубы не обработаны антикоррозионным составом.

Врезка в трубопровод

Когда требуется подключение сантехнических устройств, установка приборов учета или запорной арматуры, сгонять воду из системы необязательно, это бывает слишком накладно.

Отвод для сгона воды или кран проводят по следующей схеме:

  • врезаемый элемент подгоняется под трубопровод;
  • обваривается по всему контуру;
  • после этого сверлится врез через патрубок или разобранный шаровый кран;
  • затем к патрубку монтируется подвод или собирается запорная арматура. После этого открывают подачу воды.

Врезка штуцеров в трубопровод по представленной технологии проводится без снижения давления в магистрали. К ним крепится подсоединяемый элемент.

Какие виды соединительных фитингов бывают?

По металлу изготовления трубопроводные сгоны специалисты разделяют на изделия из:

  1. Никеля. Такие изделия делают соединения более привлекательными с эстетической точки зрения, поэтому, как правило, применяются в жилых помещениях.
  2. Стали. Устанавливаются в трубопровод, который укладывается в грунт. Чтобы защитить соединения от коррозии, их перед погружением в грунт, окрашивают.
  3. Оцинкованные. Часто используются на открытых участках трубопровода, который подвержен влиянию различных атмосферных явлений.

Госстандарт определил следующие разновидности размеров соединительных заготовок:

  • 150×50×65×17 мм,
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм; где:

первый параметр – длина, второй — внутренний диаметр, третий — длина одной резьбовой области, последний – длина другой резьбовой области.

Сантехники разделяют сгоны также на следующие разновидности:

  • компенсирующие;
  • короткие;
  • длинные.

Габариты фитингов всегда должны соответствовать диаметру трубопровода, в который они монтируются. Для этого используются такие номинальные размеры:

  • ДУ15 (½ дюйма);
  • ДУ 20 (¾ дюйма);
  • ДУ 25 (1 дюйм);
  • ДУ 32 (1 ¼ дюйма);
  • ДУ 40 (1 ½ дюйма);
  • ДУ 50 (2 дюйма).

Помимо этого, выпускаются детали с другими промежуточными величинами, поэтому соединительные элементы стоит выбирать, учитывая размеры труб.

Способы врезки металлических труб

Несмотря на все достоинства сварного соединения, владельцы домов не очень любят использовать его при организации дополнительной врезки. Это связано с необходимостью поиска хорошего специалиста, который заведомо сможет гарантировать, что швы не потекут. Кроме того, сварочные работы, как правило, сопровождаются появлением пятен копоти на стенах, потолке и полу. Значит, как минимум, потребуется косметический ремонт помещения.

Поэтому часто владельцы «врезаются» в систему отопления самостоятельно, без применения сварочного аппарата. Дополнительным бонусом является возможность в случае необходимости разобрать такое соединение и заменить установленный фитинг на другой. Существует 4 основных способа врезки:

  1. Резьбовой.
  2. Фланцевый.
  3. С помощью муфт.
  4. С использованием седлового отвода.

Каждый из них имеет свои достоинства, недостатки и методы монтажа, а значит, требует более подробного разбора.

Резьбовой вариант состыковки

Данный способ уже коротко рассматривался и было установлено, что он малопригоден для подключения к действующей сети, но для соединения вполне подходит. Резьба в этом случае нарезается не плашкой, а специальным устройством – трубным клуппом. Придется озаботиться его поиском. Порядок действий следующий:

  1. Отпиливаются два отрезка трубы необходимой длины.
  2. Для облегчения работы с их торцов снимается фаска под углом 45 градусов.
  3. Труба зажимается в тисках подходящего размера.
  4. Клупп аккуратно, без перекосов «наживляется» на ее торец.
  5. Не прилагая больших усилий, нарезается резьба на необходимую длину с двух сторон каждой трубы.
  6. Теперь их нужно соединить. Для этого применяются стальные муфты и уголки с внутренней резьбой. С одной из сторон лучше использовать контргайку.
Читать еще:  Как снять батарею отопления

Трубопроводы, соединенные таким методом, обладают большой прочностью, и при правильном монтаже способны прослужить несколько десятилетий.

Фланцевый способ

Данный вариант применяется в том случае, когда отопление имеет «заглушенный» отвод, и нет желания или возможности нарезать резьбу. Как и предыдущий способ, это соединение предполагает полный или частичный слив воды из системы. Состыковка осуществляется благодаря специальному фитингу, так называемому фланцу. Он представляет собой широкий металлический хомут, стягиваемый болтами. Поэтому прежде всего нужно приобрести этот элемент системы отопления. Фланец обязательно должен соответствовать внешнему диаметру соединяемых труб. Последовательность установки:

  1. Необходимо убедиться, что трубы имеют максимально ровный срез. От этого зависит зазор между ними, а значит и нагрузка на фитинг.
  2. Фланец необходимо «располовинить», раскрутив болты крепления.
  3. Очистить место соединения от металлической стружки и надеть на него резиновую прокладку, ее середина должна оказаться приблизительно над стыком.
  4. Установить обе половины фланца и равномерно стянуть его с помощью болтов.

Значительным недостатком данного способа соединения является его низкая надежность. В этом плане фланец существенно уступает резьбе. Поэтому трубам должна быть обеспечена неподвижность. Чаще всего их надежно фиксируют к стене. Кроме того, соединение нельзя назвать долговечным, особенно при использовании в отоплении. От постоянного перепада температур и расширения металла при нагреве прокладка довольно быстро теряет свойства, а значит и герметичность. Поэтому фланец можно использовать только в качестве временной меры.

Стыковка с помощью муфт

Является надежным и наиболее распространенным способом соединения труб с действующей системой отопления. Правда, он также требует слива теплоносителя. Стыковка осуществляется с помощью муфты Гебо. В основе ее конструкции лежит компрессионное кольцо, которое при затягивании надежно зажимает фитинг на трубе. С другой стороны муфта чаще всего имеет резьбу для крана. Иногда фитинг используют для соединения двух труб. Последовательность установки рассмотрена именно на таком примере:

  1. Торцы труб должны быть отпилены максимально ровно.
  2. Предварительно необходимо сделать разметку. Для этого муфта прикладывается таким образом, чтобы срез оказался приблизительно посередине. В месте, где заканчивается фитинг, карандашом ставим риску.
  3. Концы труб вставляются в муфту, глубину регулируют согласно поставленной ранее метке. Обязательно необходимо соблюдать соосность и не допускать перекосов.
  4. Двумя газовыми ключами гайки фитинга затягиваются до предела.

Чаще всего таким образом осуществляют переход с действующей металлической системы отопления на новую, выполненную из ПВХ. В этом случае, с одной из сторон муфты Гебо устанавливается вентиль. Большим недостатком данного метода является высокая стоимость самого фитинга.

Врезка седловым отводом

Пожалуй, это единственный вариант, позволяющий подключиться к действующему отоплению. Потребуется специальный фитинг – седловой отвод, «седелка» на языке специалистов. Он очень похож на рассмотренный ранее фланец, разница заключается в наличии резьбы, в которую можно вкрутить любой переходник. «Седелка» обладает рядом несомненных преимуществ:

  • монтаж не требует большого пространства и может быть осуществлен в самом неудобном месте;
  • обладает относительно невысокой стоимостью;
  • возможна установка на любом участке трубы;
  • для монтажа не нужны опыт и квалификация.

Кроме того, для установки «седелки» требуется минимальное количество времени. Поэтому метод часто применяется в аварийных ситуациях. В отличие от фланца, в данном случае соединение получается очень надежным. Дело в том, что отвод устанавливается на целую трубу, а не соединяет два ее отрезка, поэтому отсутствует необходимость в жесткой фиксации. Монтируется седловой отвод в такой последовательности:

  1. Выбрать место установки и хорошо его зачистить.
  2. Примерить отвод на трубу и отметить на ней центр резьбового соединения.
  3. Накернить место будущего отверстия. Его можно даже немного засверлить, но при отсутствии опыта и точных данных о толщине стенки лучше этого не делать.
  4. Устанавливаем «седелку» на место, ставим прокладку и равномерно затягиваем болты.
  5. Намеченная керном или сверлом точка должна оказаться в центре резьбового отверстия.
  6. Используя подмотку, вкручиваем шаровой кран.
  7. Теперь в трубе необходимо просверлить дырку, прямо через открытый кран.
  8. В комплект поставки входит специальная втулка, которая должна защитить резьбу. Необходимо по ней подобрать сверло максимально возможного диаметра.
  9. С помощью дрели делаем отверстие. Как только пойдет вода, нужно вытащить инструмент и закрыть кран.

Для безопасности на хвостовик сверла необходимо надеть защитный экран из резины, а лучше использовать аккумуляторный электроинструмент. Этим способом, как правило, осуществляется подключение «теплого» пола к имеющемуся отоплению.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector