Mailtrain.ru

Журнал Mailtrain.ru
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как промыть чугунные батареи отопления

Как промыть чугунные батареи отопления

Эффективность работы чугунных батарей отопления, уменьшение их теплоотдачи зависит от многих факторов, в том числе от чистоты внутренних полостей. Высокая температура теплоносителя способствует накоплению накипи на стенках секций. От периодического слива-наполнения радиаторы могут высыхать, что приводит к коррозии. Частицы окалины, ржавчины, других механических примесей, попадающих внутрь из-за плохой фильтрации воды, смешиваются с теплоносителем и засоряют батареи и трубы. Как результат – снижается качество обогрева, увеличивается расход топлива.

Хорошо помогает справиться с такой проблемой периодическая промывка чугунных батарей своими руками. Эту работу действительно можно выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи каких-либо фирм. К выполнению чистки следует подготовиться и соблюдать последовательность.

Признаки, по которым можно понять, что настала необходимость чистить приборы отопления:

  • Неравномерный прогрев радиатора. При нормальных давлении и температуре в сети, отсутствии завоздушивания, верх батареи горячий, а низ холодный. Или наоборот. А также при горячих подводящих трубах – радиаторы едва теплые.
  • Система отопления прогревается за больший период времени, чем обычно.
  • Явным симптомом наличия больших загрязнений в батарее служит увеличение расхода энергоносителя.

Когда проводится промывка отопления

Сразу отметим, что индивидуальные отопительные системы квартир и загородных домов очень редко нуждаются в промывании. Обычно ухудшение обогрева связано с другими причинами, например, завоздушиванием. Поясним:

  1. Вы заполнили сеть свежей водой или антифризом, выгнали воздух, запустили котел.
  2. 2–3 недели теплоноситель «прирабатывается» – в теплообменнике выпадает осадок солей, твердые частицы улавливаются сетчатым фильтром. В этот период грязевик нужно прочищать часто.
  3. Поскольку количество примесей в сетевой воде ограничено, выпадение осадка скоро прекращается. Теплообменникам, трубам и батареям попросту нечем засоряться.

То есть, закрытая система может спокойно работать без всякой чистки. Если же ее постоянно подпитывать из сети водоснабжения, количество солевого осадка станет увеличиваться бесконечно. С годами трубопроводы «зарастут» наполовину, в радиаторах осядет ил.

Варианты засорения чугунных батарей в зависимости от способа подключения

Похожий эффект возникает из-за проникновения кислорода в теплоноситель. Пузырьки воздуха вызывают коррозию металлических труб и фитингов изнутри, образуются частицы оксида железа (ржавчины), они постоянно обнаруживаются в грязевике. Причиной могут оказаться некачественные пластиковые трубы без защитного кислородного барьера.

Справка. «Приработавшийся» теплоноситель часто приобретает темный или даже черный цвет, это вполне нормально. Коричневый окрас воды указывает на большое количество ржавчины.

Итак, в каких случаях проводится промывка отопления:

  1. Перестали нормально греть отопительные приборы – один или несколько. Секции батареи прогреваются неравномерно, низ остается холодным. При этом вы устранили все возможные неисправности, но результата не получили.
  2. По разным причинам вы постоянно пополняете систему свежим теплоносителем. Например, для эксплуатации электродных котлов нужна вода с определенным количеством солей, которые разлагаются в процессе химической реакции. Приходится подсаливать теплоноситель либо заливать новый.
  3. В сетевую воду проникает кислород, часто засоряется фильтр (чуть ли не ежедневно), радиаторы плохо греют, котел работает на максимальном режиме.

Вывод простой: промывка делается по факту неполадок системы водяного отопления, никакой периодичности соблюдать не нужно. К централизованному теплоснабжению многоквартирных жилых домов другой подход, там радиаторная сеть промывается ежегодно, после чего выполняется опрессовка (согласно требованиям СНиП).

Ремонт чугунных радиаторов возможен своими силами, но только при мелких дефектах. Если у вас отсутствуют необходимые инструменты или недостаточно опыта — обращайтесь к профессиональным сантехникам.

Кроме государственных, существует много частных компаний с услугой срочного круглосуточного вызова мастера.

Все домашние меры по устранению протечек и ремонту носят временный характер.

Поэтому после завершения отопительного сезона пригласите специалистов, чтобы заменить повреждённые секции или весь радиатор. Чем быстрее это будет выполнено, тем безопаснее станет жильё.

Чистим батареи отопления

  • Причины и профилактика загрязнений
  • Процесс очищения
  • Наружная очистка
  • Внутренняя очистка

Некоторые идут наиболее простым путем и просто приобретают новое оборудование. Но это довольно затратно, особенно в том случае, если ранее были установлены не старинные чугунные «гармошки», а вполне современные радиаторы — например, биметаллические, которые отличаются довольно высокой стоимостью.

Гораздо дешевле будет, если просто промыть батарею внутри. Конечно, это не самая легкая работа, но с ней вполне реально справиться. Существует несколько способов подобной прочистки. Для некоторых из них батарею нужно снимать, но иногда можно обойтись и без этого. В сегодняшней статье будут рассмотрены все методы, с помощью которых можно привести в порядок внутреннюю часть отопительного радиатора.

Причины и профилактика загрязнений

Для начала, давайте разберемся, каким образом внутри батареи скапливается больше количество грязи. Ведь, как известно, проблему гораздо проще предотвратить, чем решать. Казалось бы, по отопительной системе в большинстве случаев циркулирует обычная вода. Откуда грязь? Собственно, как раз из воды.

Во-первых, нужно обратить внимание на качество самого радиатора. Как известно, многие металлы при постоянном контакте с водой ржавеют. Например, это свойственно батареям, сделанным из стали низкого качества.

Ржавчина негативно воздействует не только на стенки отопительного прибора, постепенно истончая их. Ее частицы разносятся с водой по всей отопительной системе. Они оседают в трубах, в других радиаторах, в нагревательном оборудовании и т. д. Это первая причина загрязнения.

Читать еще:  Группа безопасности для отопления

Во-вторых, важным является качество теплоносителя. Очень часто в воде присутствует большое количество механических взвесей. В процессе циркуляции жидкости вся эта грязь оседает на внутренних стенках радиаторов. Особенно это свойственно оборудованию, имеющему небольшую шероховатость поверхности — например, чугунному.

Как правило, такая проблема наиболее часто встречается в централизованных системах отопления, поскольку теплоноситель поставляется туда в очень больших объемах, и его качество оставляет желать лучшего. Большое количество воздуха и мусора в воде одновременно приводит и к засорению оборудования, и к возникновению коррозийных процессов.

Повлиять на данный фактор вы можете только одним способом: установите один или несколько фильтров в начале отопительного контура. Таким образом, значительное количество грязи будет оседать на очистительных элементах, не доходя до радиаторов. Конечно, фильтры придется менять, причем довольно часто. Но сделать это гораздо проще, чем почистить старую батарею или установить новую взамен засоренной.

Если же вы живете в частном доме с автономной системой отопления, то все обстоит гораздо проще. Вам нужно изначально заполнять контур теплоносителем высокого качества. В идеале, это дистиллированная вода. Многие хозяева предпочитают закачать жидкость из ближайшего природного источника: пруда, речки, колодца. Но делать этого не стоит. В противном случае вы получите большое количество все тех же механических взвесей. Песок, ил, различный мелкий мусор, повсеместно встречающийся в водоемах — все это будет забивать вашу отопительную систему, приводя к поломке как радиаторов, так и другого, не менее важного оборудования.

Если по какой-то причине вам все же приходится использовать природную воду, то не поскупитесь на установку качественной фильтрующей системы — желательно, многоступенчатой, чтобы была гарантия избавления даже от самого мелкого мусора.

Процесс очищения

О необходимости прочистки вы можете узнать по нескольким признакам:

  • одна часть батареи обладает более высокой температурой, чем другая;
  • батареи холоднее, чем труба, по которой в них подается теплоноситель;
  • жилище прогревается в целом хуже, чем во время предыдущего отопительного сезона.

Все это говорит о снижении теплоотдачи от радиаторов. Причиной могут служить либо воздушные пробки, борьбе с которыми посвящена отдельная статья на нашем портале, либо то самое загрязнение оборудования, о котором идет речь сегодня.

Давайте перейдем непосредственно к процедуре. Избавление батареи от грязи происходит в два этапа. Сначала нужно очистить наружную часть оборудования. Во-первых, подобная уборка сама по себе всегда полезна, а во-вторых, это поможет вам не слишком измазаться в пыли и грязи при выполнении последующих работ.

Наружная очистка

Основную проблему при наружной очистке радиатора представляет его конструкция. Как правило, речь идет об очень узком пространстве между сегментами — неважно, сделана батарея в виде гармошки, прямоугольных секций или панельного корпуса.

Если оборудование загрязнено не сильно — например, лишь слегка покрыто пылью — то проще всего осуществить уборку с помощью пылесоса или фена. В первом случае радиатор нужно обработать обычным способом. Идеально, если к вашему пылесосу прилагается специальная насадка для узких мест, с ее помощью вы сможете вполне качественно удалить всю пыль.

Что касается фена, то его принцип действия прямо противоположен. С помощью этого прибора пыль не всасывается, а выдувается. Поэтому сначала разместите за радиатором кусок влажной ткани, на который вся грязь успешно осядет, не разлетаясь по помещению.

Если сухой уборки недостаточно, то следует после нее перейти к более серьезным процедурам. К каким именно, зависит от того, насколько сильно загрязнено оборудование:

  • небольшие загрязнения. В этом случае вам понадобится длинная емкость (она должна быть не короче радиатора) и кипяток. Емкость поставьте под батарею, а кипятком аккуратно полейте оборудование. Естественно, работу следует проводить крайне осторожно, чтобы не обжечься. Такая нехитрая процедура позволит легко избавиться от небольших загрязнений — они просто смоются водой. В завершение насухо протрите радиатор;
  • сильные загрязнения. Здесь вам не обойтись без специальных средств, направленных на борьбу с жиром и тому подобными отложениями. Как правило, эта процедура применяется для батарей, расположенных в кухонном помещении. Именно там сочетаются все факторы, ведущие к быстрому и сильному загрязнению поверхностей. Для очистки вам необходимо сначала нанести на радиатор приобретенное средство (проще всего это сделать с помощью пульверизатора, предварительно разведя состав водой), затем выждать некоторое время. После подобного «замачивания» можно так же

Узкие пространства между секциями желательно обработать еще и с помощью специальных швабр, которые предназначены именно для такой работы. Таким образом, вы добьетесь максимальной чистоты всей поверхности прибора.

Внутренняя очистка

Для того чтобы почистить батарею изнутри, недостаточно обычной воды, поскольку речь идет о довольно сильных загрязнениях: накипи и тому подобном. Вам понадобятся химические средства, способные растворить такие отложения. Например, вполне подойдут щелочные составы, каустическая сода, уксус (в целях безопасности лучше использовать обычный столовый, 9%), лимонная кислота или молочная сыворотка. Также вы можете приобрести сложносоставное средство, предназначенное именно для подобных процедур.

Читать еще:  Сколько ватт потребляет циркуляционный насос для отопления?

Важно: алюминиевые радиаторы нельзя чистить с помощью едки щелочей и кислот, поскольку это приведет к нарушению герметичности оборудования.

Что касается самой процедуры очистки, то оптимальным вариантом будет снятие радиатора и промывка в ванной. Естественно, делать это нужно не во время отопительного сезона. В качестве подготовки к процедуре постелите на дно ванны разные тряпки, чтобы уберечь покрытие от повреждений. Также установите на сливное отверстие сетчатый фильтр, в противном случае вам потом придется заняться еще и прочисткой канализации.

Сама процедура осуществляется следующим образом.

  1. Отсоедините радиатор от подводящей и отводящей трубы. Снимите его с крюков, с помощью которых он удерживается на стене, и отнесите в ванну.
  2. На обеих боковых сторонах снимите заглушки.
  3. Влейте в радиатор горячую воду. Это можно сделать с помощью душевого шланга, предварительно отсоединив от него лейку. После того как батарея наполнится, покачайте ее (или встряхните, если хватит сил), затем наклоните и слейте всю воду. Желательно для такого дела пригласить помощника, особенно в том случае, если процедура очистки проводится для чугунного оборудования. Осуществите такую промывку несколько раз.
  4. Теперь влейте в радиатор раствор, содержащий в себе выбранное вами чистящее средство. Установите на место заглушки и дайте оборудованию спокойно постоять, как минимум, 2 часа. Чем больше этот срок, тем действеннее будет процедура, но не переусердствуйте, чтобы активные компоненты не начали разъедать стенки прибора.
  5. По истечении необходимого времени потрясите радиатор. Также слегка постучите по его стенкам чем-нибудь тяжелым. Только не используйте для этой цели металлический молоток, поскольку им легко можно напрочь повредить оборудование. Возьмите лучше резиновый или деревянный. Если вы работаете с алюминиевой батареей, то процедуру обстукивания лучше пропустить, т. к. данный материал слишком подвержен деформации.
  6. В завершение промойте радиатор. Сначала слейте из него чистящий раствор, затем заливайте и сливайте воду, пока не удалятся даже малейшие признаки предыдущего наполнителя: пена, запах и т. д. После этого можно установить прибор на место.

Если вы живете в частном доме, то можете произвести всю процедуру, обойдясь без снятия батареи. Для этого отключается линия паропровода, делается продувка всей системы, затем под давлением подается вода. Последняя операция проводится до тех пор, пока на выходе не перестанет идти грязь.

Также существуют специальные приборы, с помощью которых в отдельный радиатор можно под давлением загнать чистящий раствор. Но такое оборудование обычно обладает довольно высокой стоимостью. Впрочем, по-хорошему, прочистку батарей следует осуществлять хотя бы раз в три года, поэтому данный прибор пригодится неоднократно.

Дорогие друзья, теперь вы знаете, чем можно промыть батарею и как это осуществить. Уверены, что вы прекрасно справитесь с данной задачей. А чтобы вам приходилось это делать как можно реже, не забывайте уделять повышенное внимание качеству теплоносителя и используемого отопительного оборудования.опубликовано econet.ru

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Прочистка батарей своими руками

Радиаторы, работающие в системе отопления долгие годы, неизменно загрязняются. Этот факт нужно принять и действовать профилактическими методами. Ведь чем чище оборудование, тем оно мощнее, соответственно, в доме будет теплее и комфортнее. Процедура самостоятельной очистки не представляет собой ничего сложного и выполняется в несколько этапов.

Подготовка и демонтаж радиатора

Для качественной прочистки «внутренностей» радиатора его отсоединяют от коммуникаций и снимают с кронштейнов. Лучше всего вынести оборудование на улицу, иначе процесс может несколько осложниться, к тому же, запахи будут не из приятных.

При централизованном отоплении нужно убедиться, что в системе нет воды. Если отопление автономное, понадобится слить теплоноситель.

На батарее откручиваются резьбовые зажимы, для чего понадобится разводной ключ. Под места соединений труб с радиатором лучше что-то подставить, так как внутри может оставаться жидкость.

Чистка батарей

Для начала нужно решить, каким методом будет очищаться радиатор — химическим или механическим. Что касается первого, обычно применяют бытовые чистящие средства.

Загрязнения удаляются с помощью:

  • бытовых чистящих средств, содержащих каустическую соду;
  • лимонной кислоты;
  • уксусной кислоты.

Чугунные радиаторы отлично чистятся этими средствами, но эффективность может отличаться. Уксусная кислота, например, легко справляется с солевым налетом, но значительные отложения ей не по силам. Лимонная кислота, будучи более химически агрессивной, эффективнее против соли. Что касается каустической соды, то она содержится во многих средствах для мытья посуды. Для удаления солевых отложений средство слабовато, а вот с другими загрязнениями справится.

Чтобы добиться качественной очистки чугунной батареи, рекомендуют чередовать химический и механический методы.

Процедура состоит из следующих этапов:

  1. Отворачиваются заглушки, в них по очереди вставляют шланг и подают воду. Эта простая манипуляция позволит неплохо прочистить внутреннюю часть труб, что будет заметно по вытекшей жидкости.
  2. Далее глушатся три отверстия, а через оставшееся радиатор заполняется водой, в которую предварительно нужно добавить средство для мытья посуды. Насколько позволяют силы, батарею нужно пошевелить. Каустическая соль удалит органическую грязь, освободив тем самым путь более серьезному средству — лимонной кислоте.
  3. Откручиваются пробки, жидкость сливается, а внутрь снова заливается вода, разбавленная лимонной кислотой. Затем нужно закрыть все пробки и оставить оборудование на пару часов. По возможности, воду с кислотой рекомендуется подогреть, что активизирует химические процессы.
  4. Спустя два часа вода сливается. Далее по корпусу батареи нужно постучать чем-то деревянным или молотком с резиновым бойком. Это делается, чтобы с внутренних поверхностей оборудования отстал размягченный налет соли. Теперь в радиатор вновь набирается вода, чтобы смыть остатки.
  5. Батарею очищают от пыли и загрязнений снаружи и подключают к трубопроводу.
Читать еще:  Как поставить второй насос в систему отопления?

Процесс самостоятельной очистки не такой уж сложный и не требует особых знаний. Единственная трудность, с которой придется столкнуться — большой вес оборудования. Поэтому хорошо, если рядом будет помощник.

Домашние средства

Многие с целью экономии используют подручные средства. Работают они не так быстро и качественно, но все же если вы хотите сэкономить, почему бы и нет?

Один из таких способов – чистка с помощью соды кальцинированной. Вам нужно лишь растворить ее в воде, горячей или теплой. Затем влейте раствор в батарею и закройте все заглушки, несколько раз потрясите радиатор или переверните его. Оставьте на 1-2 часа, после чего простучите поверхность молотком и слейте жидкость с отходами через шланг, который закрепляется на месте заглушки.

Некоторые мастера советуют заменить соду на молочную сыворотку. Этот молочный продукт содержит кислоты, которые активно воздействуют на налет и способствуют его устранению.

Если у вас есть автомобиль, наверняка в вашем арсенале найдется препарат для промывки радиатора. Он также подойдет для очищения чугунной конструкции. Соблюдая указанную в инструкции к средству дозировку, залейте его в трубы вместе с горячей водой. Каждые 10-15 минут не забывайте переворачивать батарею, так вы ускорите снятие ржавчины.

Промывка отопления является обязательной процедурой, которая поможет предотвратить коррозию и образование накипи. Регулярная чистка продлит срок эксплуатации чугунных конструкций и повысит теплоотдачу.

Как самостоятельно промыть батареи

Понадобятся инструменты для демонтажа и последующей установки батарей, ванна и старые тряпки. Самый простой и надежный способ:

  • Подготовьте ванну: закройте дно и стенки ветошью, чтобы во время промывки радиатора не ободрать эмаль. Лучше всего использовать чугунную или стальную ванну. Акриловая может быть безнадежно испорчена. Слив защитите специальной сеткой, это поможет избежать засорения канализации.
  • Демонтируйте радиатор и перенесите в ванну. Снимите со смесителя лейку или наденьте шланг на кран и под напором промойте радиатор. Чтобы грязь лучше отслаивалась, батарею нужно периодически встряхивать и поворачивать.
  • Промывать следует до того момента, пока из радиатора не потечет чистая вода. Если засоры не вымываются, нужно прочистить каналы длинной проволокой.

Чем можно промыть чугунные батареи отопления

Далее нужно немного подождать, чтобы примесь начала отслаиваться и затем можно промыть батарею под большим напором горячей воды. Такую процедуру нужно проводить до тех пор, пока вода не будет чистой.

Еще в качестве чистящего средства можно применять жидкость для очистки автомобильных радиаторов. Такую смесь нужно залить в батареи вместе с водой. Рассчитать количество средство не составит труда, так как на упаковке есть рекомендации по применению. Но нельзя полностью заполнить батарею смесью. Чтобы произошло отслоение грязи нужно каждые 10 минут переворачивать батарею. И делать это нужно на протяжении 2 часов. Затем, как и в первом случае нужно просто промыть радиатор под большим напором воды.

Еще в качестве чистящего средства можно использовать уксусную эссенцию. Она является достаточно эффективным способом. Если ни один способ не помог очистить радиатор нужно обратиться к специалистам. Ведь очищенная батарея отопления будет отдавать намного больше тепла.

Инструкция по химической чистке:

  • Промойте систему проточной водой (лучше горячей), как описано в первом способе.
  • Перекройте воду и слейте ее с радиаторов.
  • Снимите приборы.
  • В каждый радиатор залейте промывочное средство. Агрегат должен заполниться полностью, после чего его нужно закупорить с обеих сторон.
  • Подождите несколько часов пока средство растворит отложения. Лучше оставить на ночь.
  • Хорошо встряхните прибор несколько раз. Можно постучать киянкой. Но, не стучите по биметаллическим и алюминиевым радиаторам, они могут деформироваться.
  • Снова выполните промывку простой водой. Необходимо вымыть всю кислоту. В противном случае она приведет к появлению новой ржавчины.
  • Протрите соединения.
  • Смонтируйте батареи на место, используя фум-ленту для герметизации соединений.
  • Еще раз выполните промывку водой всей системы.

Если батареи загрязнены незначительно (актуально только для биметалла и алюминия), их можно чистить без демонтажа. Для этого спустите теплоноситель, прокачайте обычную воду, наполните систему и добавьте чистящее средство.

В течение 3-5 дней запускайте насос на 10-15 минут несколько раз в сутки. После этого нужно снова произвести промывку водой и наполнить систему новым теплоносителем.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×