Чем и как смазать дверной замок: советы специалистов
Чем и как смазать дверной замок: советы специалистов
Для продления срока службы входной двери важно следить за состоянием фурнитуры и, в первую очередь, это касается запорного механизма, для обеспечения его бесперебойной работы необходимо регулярно смазывать замок. На первый взгляд это простая процедура, но она имеет целый ряд важных нюансов, если не соблюдать эти рекомендации, возможно, со временем вам придется полностью поменять замок вследствие его поломки.
Чем смазать замок входной двери
В наше время существует большой выбор смесей для замков. Самое популярное средство — отработанное машинное масло. Но действие этого вещества продолжается недолго.
Машинное масло очень хорошо впитывает грязь и пыль. Оно не предотвращает трения деталей. Через несколько дней действие вещества ухудшается.
Типы смазок
Прекрасным вариантом для смазки входной металлической двери является использование средства на силиконовой основе. Оно не допускает стирания деталей.
Пользующимся спросом и удобным типом смазок остается гранитная пыль в виде порошка. Многие придерживаются мнения, что хорошая смазка для замков — подсолнечное масло. Но мастера уверены во вреде подобного типа веществ для запорных механизмов. Масло способствует появлению пыли и грязи в сердцевине.
Против ржавчины часто используется WD40. Те, кто пробовал эту смазку, смогли ощутить действенность данного вещества, состав которого даже помогает восстановить неисправные запоры.
Солидол является универсальной смазкой. Многие хозяева используют Литол. Это водостойкое средство.
Большинство людей часто забывают о самом универсальном, недорогом, а главное, действенном варианте — вазелине. Купить препарат несложно в любой аптеке. После смазки им пользоваться запорным механизмом становится сразу очень легко.
Советы по выбору
Чтобы самостоятельно смазать замок, часто нужно лишь правильно подобрать средство. Для каждого вида устройства оно свое.
Для запоров сувальдного типа отлично подходит графитная смазка. Цилиндровые же механизмы рекомендуется смазывать солидолом или WD40. Для конструкций любого типа подходит вазелин.
Где надо смазывать
- Стойки замка без смазки изнашиваются от постоянного соприкосновения с хромированной поверхностью торцов рамы засова;
- Толкающий штифт без смазки выгрызает канаву на поверхности скольжения тяги;
- Смазка увеличивает срок службы вертикальных приводов (поршни);
- Узел замка управления косой защёлкой постоянно подвергается трению при работе защёлки;
- Стержни засова рекомендуется покрывать смазкой, так как они подвержены трению;
- Смазка зубчатой рейки (гребёнки) цилиндрового замка очень благотворно сказывается на его работе.
Выбор состава
Современная промышленность предлагает широкий выбор различных смазочных составов. Рассмотрим наиболее эффективные из них.
- Силиконовая смазка – этот состав рекомендуется использовать для замков с цилиндровыми личинками. Благодаря силикону обеспечивается мягкое, но при этом четкое проворачивание всех элементов механизма. Кроме того, силикон имеет свойство отталкивать влагу, поэтому его использование существенно снижает вероятность появления коррозии.
- Графитовая смазка – состав, который довольно хорошо зарекомендовал себя для замков старого типа. Кстати, вместо подобной смазки можно взять обычный грифель простого карандаша, он помогает справиться с заеданиями запорных механизмов сувальдного типа.
- WD-40 – универсальный состав, который защитит от многих проблем с работой и использованием замка. Средство облегчает проворачивание механизмов, отталкивает влагу, а кроме того, разъедает коррозию.
- Солидол – более известен как кальциевая смазка. Эффективное средство, облегчающее использование замка.
- Литол – литиевая смазка, которая отличается исключительной стойкостью к воде. В промышленности ее используют для подшипников, однако и в случае с замком толк от использования такой смазки, несомненно, будет.
- Машинное масло – часто используется в быту, обладает доказанной результативностью.
- Оружейное масло – советуют для смазывания наружных замочных скважин, поскольку эффективно работает даже при экстремальных температурах.
В качестве экстренных мер можно прибегать к подручным средствам.
- Растительное масло. Конечно, смазкой в полной мере этот состав назвать трудно, но в качестве экстренной меры его вполне можно применять. А вот для профилактики поломок механизма лучше остановиться на других препаратах.
- Жир. Растопленный жир может стать еще одной палочкой-выручалочкой, которая даст временное решение проблемы, однако не стоит использовать его на постоянной основе, в противном случае жир накопится, и работа замка, наоборот, станет еще хуже.
Очевидно, что эффективных препаратов много, поэтому сделать правильный выбор совсем непросто. Не стоит злоупотреблять подручными средствами, а все остальные варианты считаются приемлемыми в той или иной ситуации.
Очень важно подбирать средства для смазки исходя из конструктивных особенностей самого запорного устройства.
- Сувальдные механизмы следует обрабатывать только сухими составами. Если использовать масло, то оно быстро впитает в себя грязь и пыль, что приведет к еще большей поломке устройства. В этом случае необходимо остановить свой выбор на графитовом порошке.
- Бронзовые цилиндровые механизмы менее требовательны к смазочным составам, однако к выбору препарата следует подойти тем ответственнее, чем более дешевый металл использовался для изготовления замка. Для цилиндровых запоров лучше всего приобрести силиконовую смазку в форме спрея, неплохо зарекомендовал себя WD-40, хотя он довольно быстро испаряется, именно поэтому такую смазку нужно периодически обновлять.
- Кодовые замки тоже подлежат обязательной смазке, в них даже предусмотрены специальные отверстия для ввода составов. Оптимально использовать аэрозоли глубокого проникновения, к примеру, WD-40 и УПС-1.
Правила выбора состава
Рекомендуется приобретать специальные составы в строительных магазинах. Можно использовать и народные средства. Такой выбор однако увеличивает вероятность поломки, проблем, снижает эффективность обработки.
Для цилиндровых разновидностей в качестве смазывающего состава применяют силикон. Этот материал задерживает влагу, предотвращает появление ржавчины.
Для замков сувальдного типа применяют графитовую пыль. В домашних условиях ее возможно получить, если растолочь стержень карандаша.
Помогает кальциевая смазка солидол. Применять можно и средство на основе лития, литол.
Улучшить состояние старых навесных изделий возможно с помощью средства от ржавчины WD 40. Состав защищает личинку от повторной коррозии.
Допускается применение оружейного масла. Преимуществом такого средства является устойчивость к низким температурам. Благодаря этому свойству, состав можно применять для обработки дверного замка в коттедже даже зимой.
Владелец автомобиля может смазать дверной замок отработанным машинным маслом. Такой подход позволит сэкономить, с пользой применить отходы. В отработке однако нередко содержится грязь, мелкая металлическая стружка, поэтому использовать такой вариант часто опасно.
При отсутствии альтернатив допускается использование подсолнечного масла. В экстренной ситуации используется и растопленный животный жир. Часто такие методы применять не стоит, поскольку они приведут к ухудшению состояния запорного механизма. Масло и топленое сало притягивают пыль, которая забивает замок изнутри и мешает его нормальной работе.
Лучше покупать аэрозоли. Состав удобно распылять даже в труднодоступные места. Если было куплено жидкое либо вязкое средство, облегчить нанесение возможно с помощью масленки.
Причины по которым смазывают дверные замки
Добавлением смазки в механизмы замков пользователи пытаются решить некоторые задачи. Ведь добавляя смазку в механизм замка вы же преследуете какие-то цели? Вот о них мы сейчас и поговорим.
профилактика
Первая и самая, простите, тупая задача – для профилактики.>br /> Некоторые любят «пшикнуть» в замок вэдэшкой или ещё того хуже – добавить густой смазки типа солидола!
Благие намерения продлить срок службы замку выливаются в прямо противоположный эффект. Смазанный замок прослужит меньше положенного ему срока, а в процессе эксплуатации ещё и геморроя добавит.
Случай из практики
Был вызов на сейф с электронным замком, который после длительной эксплуатации, по словам клиента «почему-то перестал работать». Повезло, в этот раз на открытой дверце, то есть вскрывать не требовалось.
Приезжаем и видим, что сейф открыт, рядом с дверкой сейфа лужа непонятной слизи, в комнате царит вонь его величества ВД-40!
Пробуем открыть замок: слышится очень тугая работа электромотора. При этом питание поступает достаточное.
Выяснилось.
На задней стороне дверки сейфа есть несколько технологических отверстий. Владелец думал, что это отверстия для смазки замка и с некоторой периодичностью пшикал туда вэдэшкой. Вэдэшка попадала прямо на электромотор. Почему мотор не сгорел и продолжал работать – вообще не понятно. Но продолжение истории в том, что со временем вэдэшка тупо загустела и создавала дополнительное сопротивление.
Короче, прополоскали мы мотор в банке с растворителем, просушили его после, и все заработало, как следует.
Не вздумайте использовать смазку на новых замках. Если даже вам посоветовали это сделать, знайте, что совет это дебильный, а советчик – не компетентен.
Чтоб не замерзли…
Вторая причина, по которой народ использует смазку на замках – чтоб не замерзли. Что за враг бегает по гаражным кооперативам и внушает мужикам, что перед зимой замок нужно смазать, чтобы он не замерз?!
С наступлением первых морозов наша служба аварийного вскрытия замков начинает ездить по гаражам… Если в период наступления зимы на звонят на рабочие телефоны и говорят о том, что не открывается замок, первый вопрос с нашей стороны – смазывали ли замок накануне?
Здесь достаточно одного месяца, чтобы смазка под действием агрессивных уличных сред засралась и потом загустела на морозе.
Чтобы замок не замерз зимой, нужно соблюсти три условия. Во-первых, замок должен быть рассчитан на работу в агрессивной уличной среде. Во-вторых, внутри замка должна соблюдаться полная чистота механизма, никаких смазок, грязи и отработки. В-третьих, нужно исключить попадание внутрь замка влаги и образование конденсата.
Заедает и закусывает – главная причина смазки замков
Самая распространенная причина использования смазки в замках – это их некорректная работа. У каждого механизма есть срок службы, ресурс работы, заложенный производителем. Если ваш замок стал заедать и закусывать по причине естественного износа механизма, вы не вернете ему первозданный вид добавлением смазки. Изношенные детали не вырастут в недостающих местах, если вы зальете туда смазку.
На некоторое время, действительно, смазка может смягчить работу, уменьшив силу трения между трущимися деталями, из-за которых возникает закусывание, которые упираются друг в друга при работе замка. Но это создаст иллюзию безопасности, что все хорошо, замок вылечился и с выяснением проблемы можно повременить. Но опираясь на опыт, поверьте, этот эффект не долгосрочный, и в ближайшее время ждите полного заклинивания механизма с последующим вызовом служб аварийного вскрытия замков.
Мы поможем, но не бесплатно.
А может быть неправильная установка замка?
В большом проценте случаев некорректная работа замка связана с его некорректной установкой. Некорректная установка может наблюдаться везде, как на старых дверях, так и на той двери, которую вам «только поставили». Как вы уже наверно поняли, добавление смазки в замок не только не исправит некорректную установку, но в большинстве случаев через некоторое время усугубит ситуацию.
Случай из практики: смазка старого замка зажигания
Был в нашей практике лет десять назад один интересный случай, связанный со смазкой замка зажигания. В магазин врывается человек и просит продать смазку для замка, поскольку ключ в замке зажигания поворачивается через раз. Показывает ключ, который весь в хлам истерт, то есть на нем видны следы сильнейшего износа.
Его автомобилю, а значит и замку зажигания, на тот момент, что-то около 20 лет было.
Мы пытаемся отговорить человека от смазки замка и подтолкнуть его к замене замка, ну или хотя бы к ремонту.
Он ничего слышать не хочет, узнает, что вэдэшка у нас не продается и уходит в отдел автохимии.
Через 20 минут возвращается с побледневшим лицом. Говорит, после того, как в замок залил вэдэшку, завести машину не удалось. Просит решить проблему за любые деньги.
А произошло у него следующее. Кодовые элементы в старом замке зажигания за долгие года использования были сильно загажены. Грязь и отработка удерживала кодовые рамки замка в некоторых положениях, ограничивая их движение. Когда в замок был добавлен растворитель WD-40 грязь и отработка разъелись, кодовые элементы, нагруженные усилием пружинок, выскочили из своей западни. А сильно изношенный ключ тупо не мог выставить их в нужное положение.
Короче, не брызнув туда вэдэшкой, до назначенного места он может быть и доехал бы…А тут обломился.
Ситуация человека усложнялась тем, что в нашем городе он был проездом. На следующий день ему нужно быть в другом городе, а сейчас – вечер воскресенья и он стоит в автомобиле у торгового цента и не может доехать даже до гостиницы.
В общем, замок тогда специалисты нашей компании сняли. Половину ночи разбирали его, вычищали оттуда грязь и изготавливали по замку новый ключ, который бы работал там корректно.
В понедельник утром мы с ним простились, ну в том плане, что он благополучно уехал.
Когда следует проводить?
Специалисты рекомендуют смазывать личинку замка входных дверей регулярно. Этот элемент несет важную функциональную нагрузку — обеспечивает безопасность жилища, поэтому своевременное техническое обслуживание очень важно. Смазывание замков в железных дверях квартиры производится в следующих случаях:
- Для улучшения скольжения механизма замка.
- При затирании и износе системы.
- При накоплении пыли и блокировании движения ригеля.
- При коррозии замка.
Однако не стоит ждать момента, когда входная металлическая дверь в квартиру заблокируется в результате неисправного замка. Лучше всего производить смазку запорного механизма с требуемой регулярностью.
Рекомендуемая частота смазки замка
Межкомнатные двери с высокой частотой использования
1 раз в 6-8 месяцев
Входная в многоквартирном доме
1 раз в 6 месяцев
Входная в частном доме
1 раз в 3-4 месяца
Помимо личинки дверного замка внутри, для того, чтобы железная дверь работала исправно, необходимо производить обработку петель.
Проведение смазочных работ
Перед смазыванием дверного запора нужно провести очистку замочной скважины. Для этого следует просто влить внутрь особый очищающий препарат и подождать положенное время, в результате действия такого средства вся пыль и загрязнения начинают выходить наружу. Состав следует вводить обильно, так, чтобы весь сор имел возможность выйти на поверхность.
Чтобы окончательно избавиться от засорений, нужно несколько раз засунуть в дверную щелку ключ, стереть с него всю накопившуюся грязь и повторять процедуру до тех пор, пока скважина не очистится полностью. Сразу после этого необходимо очень аккуратно залить или впрыснуть в замок смазку, все излишки промокнуть, в противном случае они попросту растекутся по поверхности двери. После этого следует вставить ключ и многократно провернуть его во все стороны, после чего вынуть и вытереть насухо. Имейте в виду, что в последующие несколько дней на ключе могут оставаться следы смазки, поэтому следите за тем, чтобы он не перепачкал вашу одежду.
Если вы имеете дело с сувальдными замками, то их следует сначала вынуть из двери, раскрыть секрет и только после этого смазать, в этом случае лучше использовать грифельный порошок. Далее следует проверить легкость проворачивания ключа. Если все в порядке, то необходимо вернуть замочный механизм на место и закрепить.
Однако это работает только в том случае, если вы проводите плановую работу. А вот если у вас произошел форс-мажор, и ключ заклинило, то сперва следует попытаться вытащить его. Для этого аккуратно раскачивайте ключ из стороны в сторону, не делая резких усилий. Если ключ все равно останется в замке, то придется разобрать механизм и вынуть из него саму личинку. Если вы чувствуете, что не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно, обратитесь за помощью специалистов.
Теперь, когда мы обозначили необходимость периодической смазки дверных замков в квартире, следует остановиться на смазке петель. Регулярная их обработка позволяет не только существенно продлить срок жизни фурнитуры, но и нередко ликвидирует неприятный дверной скрип, который часто дает о себе знать в дверях самых разных типов.
Советы
Довольно часто встречается рекомендация по использованию машинного масла б/у. Его даже называют идеальным вариантом решения проблемы. Объяснение следующее – для автолюбителей этот состав обойдется бесплатно. Но насколько оправдано его применение в качестве смазки для дверного замка? После того, как «отработка» слита, в ней обязательно присутствуют микроскопические фракции металла; об этом свидетельствует потемнение масла. Вряд ли стоит обрабатывать механизм средством, в котором растворен абразив. К тому же машинное масло интенсивно притягивает пыль, о чем многие и не догадываются.
Чем выше вязкость состава, тем хуже результат – добиться проникновения препарата во все «уголки» не получится. В этом плане предпочтительнее смазки в виде аэрозолей, спреев. Особенно при профилактическом обслуживании сложных участков – личинок, пластин, пружин замков.
На поверку выходит, что есть много средств, которыми обрабатываются замки. Нужно лишь учитывать ряд нюансов. Во-первых, состав должен подбираться к условиям эксплуатации замка. Во-вторых, прежде чем приступать к смазке, механизм необходимо тщательно очистить от всех загрязнений. В противном случае теряется смысл технического обслуживания.